Возвращение крана. Технология LBS позволила избежать автоугона

Корпоративный LBS-сервис «Мобильные сотрудники» сотовой компании МТС на днях позволил определить месторасположение злоумышленников, угнавших автокран в Петербурге. Как говорят эксперты, такое происшествие, скорее, исключение, однако LBS весьма активно используется различными сегментами абонентов СЗФО. В свое время LBS первыми запустили МТС, и на сегодня услуги на базе этой технологии предоставляют все участники «большой тройки».

Как сообщили в МТС вчера, 11 февраля 2009 года, в минувшее воскресенье в Петербурге неизвестные, связав и забрав с собой водителя, похитили автокран на базе автомобиля КамАЗ. Отследить перемещения дорогостоящей техники и вернуть ее законному владельцу помогли охранно-спутниковый комплекс, установленный на автомобиле, а также услуга МТС «Мобильные сотрудники», подключенная на сотовом телефоне водителя. Угонщики были задержаны в тот же день в Липецкой области.

Напомним, что «Мобильные сотрудники» – сервис на базе LBS-технологии (Location-Based Services), основанной на определении местоположения абонента. Услуга адресована корпоративным клиентам оператора и, прежде всего, логистическим компаниям, занимающимся перевозкой и доставкой грузов. «Мобильные сотрудники» позволяет определять местоположение работника в режиме онлайн на электронной карте через Интернет, а также просматривать историю его передвижений  в течение дня.

Традиционно LBS-сервис «Мобильные сотрудники» официально не применяется в качестве элемента защиты автомобиля от угона, и данный пример с поимкой злоумышленников можно рассматривать лишь как случайность. Тем не менее, по оценкам наблюдателей рынка сотовой связи, технология LBS становится все более популярной на Северо-Западе, а также в Москве, в Новосибирске, на Юге и в Поволжье.

В Петербурге первые сервисы на основе LBS запустили «Мобильные ТелеСистемы» зимой 2006 года. Для этого в городе была модернизирована сеть МТС, на которой было установлено специальное оборудование Ericsson, позволившее организовать LBS (см. новость раздела МТС от 1 февраля 2006 г.). Для продвижения направления МТС использует марку «МТС-Поиск». Что касается интернет-представительства, то информация о LBS-сервисах сосредоточена на портале mpoisk.ru.

Среди первых услуг, запущенных МТС на базе технологии LBS, – сервисы «Локатор» и «Автоскоп». Первый ориентирован на массовый рынок и представляет собой услугу класса friend-finder, с помощью которой абонент может узнать, где находятся друзья и близкие. Еще одно направление использования «Локатора» – помощь в организации работы коллектива, когда устанавливается местонахождение работника предприятия. На сегодня «Локатор» работает на федеральном уровне, от Калининграда от Владивостока. Что касается сервиса «Автоскоп», как понятно из названия, адресован он автолюбителям и позволяет получать информацию о текущем местоположении автомобиля, а также ближайших объектов, связанных с автотранспортом (АЗС, СТО, автомойки, посты ДПС).

В апреле 2007 года в Северной столице стартовала услуга «Мобильные сотрудники» и «Компас». Опция «Компас» позволяет абоненту определить свое местонахождение, а также узнать информацию о нахождении и перемещениях интересующих его людей и о перемещениях абонентов или группы абонентов через заданный интервал времени. В рамках сервиса возможен поиск объектов, таких как: кинотеатры, бары, аптеки, банкоматы, с учетом местоположения абонента и по округам.

Еще один узкосегментированный LSB-сервис МТС – «Мобильный ребенок» – предназначен для родителей и позволяет контролировать перемещение своих детей (см. новость раздела МТС от 27 августа 2008 г.). В текущем виде опция была запущена в коммерческую эксплуатацию летом 2008 года, однако сервис создавался на базе другой аналогичной услуги оператора – «Ребенок под присмотром», которая была впервые запущена еще в 2005 году.

Отметим, что на сегодня линейка LSB-сервисов МТС является наиболее насыщенной по сравнению с линейками других игроков рынка сотовой связи СЗФО. Помимо МТС аналогичные услуги предоставляет еще один участник «большой тройки» – «МегаФон». Оператор подвигает  две узкосегментированные LSB-опции – «Маячок» и «Навигатор». При этом первая тоже относится к типу «семейных» услуг и предоставляется только абонентам, подключенным к тарифу «Смешарики». Услуга позволяет детям определять свое месторасположение. В линейке «Билайн» на сегодня нет самостоятельной услуги на базе технологий LBS, однако не так давно оператор запустил совместный проект с компанией «Сфера» под названием i-Kids. В его рамках родителям опять же предоставляется возможность контролировать перемещения детей. Но для того, чтобы воспользоваться сервисом, необходимо приобрести GPS-терминал стоимостью около $300. На сегодня услуга доступна лишь жителям Петербурга.

Возвращаясь к теме мобильных угонов, отметим, что в целом в Петербурге, согласно статистике, совершается порядка 30 угонов автомобилей ежесуточно – в час в среднем угоняется по одному автомобилю (см. новость раздела «Безопасность» от 10 февраля 2009 г.). Кроме того, в связи с кризисом становятся «популярными» «московские» методы кражи авто, а именно выкидывание владельцев из машин, усыпление хлороформом и другие виды применения силы. Для того чтобы обезопасить себя, специалисты рекомендуют автолюбителям обязательно устанавливать средства защиты автомобилей от угона, причем речь идет о целых комплексах противоугонных систем.

В настоящее время на петербургском рынке противоугонных систем работают несколько крупных игроков, которые продвигают комплексные услуги на основе собственных систем мониторинга, в том числе и с использованием радиоканалов, телефонных линий и сетей сотовой связи, а также технологий GPS-позиционирования. В их числе давно существующие на рынке компании: «Аркан», «Цезарь Сателлит», «Аларм» и «Андромеда», а из новых игроков можно указать компанию «Артал».

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Мобильная связь, Безопасность

Ключевые слова: сотовая связь СПб, Билайн, МТС, GSM, тарифы МТС, МегаФон, Ericsson, сотовые операторы, мобильные операторы, МТС тарифы, корпоративные тарифы МТС, сотовая связь