Сотовые подключения: петербургский декабрь – неожиданно спокойный конец года

Декабрь традиционно характеризуется повышенной маркетинговой активностью как дилеров, так и операторов сотовой связи. Что касается конца 2006-го года, то затишье последних месяцев осени сменилось предпраздничным всплеском продаж и маркетинговых инициатив. Однако тенденция снижения количества совместных инициатив операторов и дилеров сохранилась.

По информации аналитического агентства Advanced Communications & Media Consulting, число пользователей сотовой связи в России в декабре 2006 года достигло 151,92 млн, увеличившись на 10,73 млн с ноября 2006 года. Напомним, что прирост в ноябре составил 2,14 млн, а в октябре – 0,925 млн. Таким образом, декабрьский показатель – наилучший по данным AC&M Consulting начиная с сентября 2006 года. Уровень проникновения сотовой связи в России возрос в декабре до 104,6 % против 102,8 % в ноябре и 101,8 % в октябре.

В Москве и Петербурге объем абонентской базы на конец декабря составил 26,561 млн и 8,819 млн соответственно (на конец ноября - 26,155 млн и 8,694 млн пользователей соответственно), а проникновение составило 156,4 % (Москва) и 139,1 % (Петербург) (показатели ноября – 154 % и 137,1 %). Таким образом, чистый прирост в Москве составил 406 тыс., а в Петербурге - 125 тыс. пользователей. Показатели чистого прироста в обеих столицах – значительно выше аналогичных показателей осени, особенно – ноября, показатели которого были значительно ниже даже аналогичных октябрьских показателей, которые, напомним, также были рекордно низкими (108 тыс. в Москве и 76 тыс. в Петербурге в ноябре против 181 тыс. и 79 тыс. соответственно в октябре).Для сравнения, в сентябре чистый прирост составил в Москве 324 тыс., а в Петербурге - 100 тыс.

В декабре чистый прирост абонентской базы по России распределился таким образом: «МегаФону» достались 23,9 %, МТС - 24,8 %, «ВымпелКому» - 26,1 %, а остальным операторам остались 25,2 %. Напомним, что в ноябре наблюдалась тенденция, имевшая место и предыдущие месяцы: среди операторов «большой тройки» по чистому приросту лидирует «МегаФон», а «ВымпелКом» замыкает список. В декабре ситуация кардинально изменилась: лидером по приросту стал «ВымпелКом», которому удалось увеличить прирост абонентской базы более чем в 2 раза – на 14,2 %. Напомним, что в ноябре чистый прирост этого оператора составлял 11,9 %. Однако при этом значительная доля в чистом приросте в декабре также, как в ноябре, принадлежит сравнительно небольшим региональным операторам.

В итоге к концу декабря 2006 года абонентская база операторов «большой тройки» в России выглядела так (по данным AC&M Consulting, в скобках даны показатели ноября): количество абонентов МТС по России составляет 51,222 млн (50,562 млн), «ВымпелКом» - 48,141 млн (47,445 млн), «МегаФон» - 29,604 млн (28,97 млн). Рынок России в ноябре оказался поделен между операторами следующим образом: МТС занимают 33,7 % (доля по сравнению с ноябрем снизилась на 0,2 %), «ВымпелКом» контролирует 31,7 % (уменьшение доли на 0,1 %), «МегаФон» занимает 19,5 % (рост на 0,1%), остальные операторы владеют 15,1 % (увеличение доли на 0,2 %). Таким образом, год завершается укреплением существующей с лета тенденции: рост по этому показателю продолжают демонстрировать «МегаФон» и региональные операторы.

В Петербурге в декабре чистый прирост абонентской базы составил 124 тыс. новых подписчиков, что практически в два раза больше ноябрьского прироста (76 тыс.). Однако на сей раз сменился лидер по этому показателю: им стал «ВымпелКом». Напомним, что в предыдущие месяцы первое место занимал Теле2, причем его перевес в отношении других игроков, как в ноябре, так и в октябре, можно было назвать решающим: в ноябре Теле2 взял 59,7 % от чистого прироста совокупной абонентской базы. В декабре чистый прирост «ВымпелКома» составил 44,2 %, а Теле2 – 30,8 %. На третьем месте – «МегаФон» - 21,9 %, а на четвертом - «Скай Линк» - 3,1 % от числа общего прироста.

Доли петербургского рынка в результате распределились в декабре так: «МегаФон» занимает 34,7 % (потеря 0,2 % по сравнению с ноябрем), МТС владеет 30,5 % (потеря 0,5 %), «Билайн» - 23,4 % (прирост 0,4 %), а Теле2 – 9,2 % (улучшение позиций на 0,3 %, напомним, что рекордный показатель для этого оператора (0,7 %) был в октябре 2006 года). «Скай Линк» владеет 2,2 % рынка (показатель остался на уровне предыдущего месяца).

Количество проданных контрактов сотовых операторов по Петербургу и Ленобласти в декабре, по оценкам spbIT.ru, составляет около 258 тыс. стартовых пакетов, что выше результатов прошлого месяца, однако не сильно отличается от показателей октября и сентября. Напомним, что ноябрьский показатель равнялся 230 тыс., октябрьский - 255 тыс., сентябрьский – 250 тыс. Вероятно, такая ситуация является результатом небольшого количества маркетинговых инициатив операторов, направленных на подключение новых абонентов, по сравнению с аналогичным периодом предыдущих лет. Кроме того, это объясняется стремлением игроков рынка сотовой связи в большей степени удержать уже существующих абонентов путем повышения их лояльности, что значимо при столь высоком уровне проникновения и небольшом количестве «свободных» абонентов.

На первом месте среди дилеров по итогам декабря (по данным spbIT.ru) находится обычно занимающий вторую или третью ступень в рейтинге «Связной» с 52 тыс. проданных контрактов. На второе место вышла «Евросеть» с 51 тыс. На третьем месте находится «Ультра» - в декабре эта сеть реализовала 42 тыс. контрактов. «Телефорум» показал уровень продаж в 35,5 тыс., «Диксис» - 25,5 тыс., а «Цифроград» - 20 тыс.

При этом, как показывает результат оценочного анализа продаж ведущих дилерских сетей, лидером по новым подключениям в декабре стал «МегаФон» с 34 %, несколько месяцев уступавший лидерство Теле2. В декабре же Теле2 оказался даже не на втором, а на третьем месте – к нему подключилось 26,5 %, а второе осталось, как и в ноябре, за «Билайном» - 27,5 %. Далее - МТС с 11 %, а Скай Линк привлек 1,0 % подключившихся абонентов. Эти данные – не абсолютны и основаны на анализе результатов лишь крупнейших сетей без учета субдилеров и небольших дилерских сетей и одиночных салонов, а также офисов операторов. Также следует отметить, что уже достаточно давно эксперты рынка отмечают, что размер абонентской базы или уровень подключений не влияет напрямую на доход как от абонента в среднем, так и у оператора целиком.

Маркетинговая активность в декабре выросла по сравнению с последним месяцем осени за счет предновогодних инициатив.

В начале декабря активизировались сразу два игрока «большой тройки». «МегаФон Северо-Запад» снизил абонентскую плату за использование тарифных опций группы «Приоритет» для корпоративных клиентов, одновременно вводя дополнительную скидку для пользователей данных тарифных опций (см. выпуск новостей от 1 декабря 2006 г.).

МТС макрорегион «Северо-Запад» с того же дня начал подключения к тарифному плану «Стимул», основной особенностью которого стала минимальная стоимость звонков на номера абонентов МТС Петербурга (0,35 рубля за минуту), а также вывел на рынок новую опцию «Новогодняя скидка», предусматривающую скидку 25 % на звонки абонентам этого оператора в домашнем регионе и по всей России (см. выпуск новостей от 1 декабря 2006 г.). Кроме того абонентам, подключившимся в период с 1 по 31 декабря 2006 года на тарифные планы «Первый», «RED», «МЫ» МТС бесплатно предоставляли услугу «3 дня бесплатных разговоров» (см. выпуск дайджеста от 4 декабря 2006 г.). Отметим, что позднее сроки действия предложения были продлены до 31 января 2007 года (см. выпуск дайджеста от 26 декабря 2006 г.).

Тогда же новый тарифный план запустил еще один игрок – Теле2. Основная особенность тарифа «Нокаут» заключается в том, что все услуги и звонки стоят одинаково – 0,95 рубля (см. выпуск дайджеста от 4 декабря 2006 г.).

«Билайн» также запустил несколько предновогодних акций, в том числе – изменения в тарифные планы. Так, с 17 ноября 2006 года в сети действует тариф «Легко сказать». Он предполагает оплату первой минуты местных разговоров в день в размере 2,95 рубля, а всех последующих – 0,95 рубля. Подключиться на него можно до конца декабря. Еще одно изменение в тарифной линейке – модификация тарифного плана «Город». С 17 ноября 2006 года стоимость звонков на городские телефоны снижается с 1,5 до 0,45 рубля. Местные мобильные вызовы вместо 2,95 рубля, как это было ранее, стоят 1,25 рубля, а звонки на «любимые» номера «Билайн» - 0,63 рубля. Цена указана за 30 секунд эфирного времени и включает НДС (см. выпуск новостей от 8 декабря 2006 г.).

«МегаФон Северо-Запад» инициировал в начале декабря сразу две викторины. Первая – интерактивная викторина от «МегаФон PRO», объединившая несколько форм мобильного общения – голос, WAP и SMS - и явившаяся первой подобной инициативой для этой компании (см. выпуск новостей от 5 декабря 2006 г.). Вторая – «Трудности новогоднего перевода» - проходила с 7 по 31 декабря в эфире радиостанции «Эльдорадио»: слушателям предлагались известные цитаты из известных новогодних фильмов, но на иностранном языке, а участники игры должны были угадать цитату, переведя ее на русский (см. выпуск дайджеста от 5 декабря 2006 г.).

В начале второй декады декабря активизировался «Скай Линк» и выдвинул сразу целый ряд инициатив. 11 декабря компания запустила акцию, в рамках которой все абоненты федеральных номеров тарифов серии «Мобильная тысяча» в течение зимы будут ежемесячно получать в подарок 100 SMS-сообщений. Помимо этого на тарифах «Мобильная тысяча М» и «Мобильная тысяча Р» с декабря по февраль действует скидка 50 % на стоимость передачи данных. Также на зимний период была снижена стоимость исходящих SMS-сообщений для федеральных номеров на тарифах «ОГО» и «ОГО Турбо» (см. выпуск новостей от 12 декабря 2006 г.).

15 декабря стартовал второй этап акции «Zима» - SMS-игра «Битва копилок» лавная цель игры – собрать в свою копилку больше других монеток. Для заработка монеток существует два способа: участие в викторине с вопросами и грабеж копилок других участников (см. выпуск дайджеста от 5 декабря 2006 г.).

Интересно, что операторы инициировали новые предложения практически до самых праздников. Так, «МегаФон Северо-Запад» в последние дни 2006 года продлил срок подключения на тарифный план «ISIC.Лайт» и тарифную опцию «PRO.Коктейль» до 31 марта 2007 года (см. выпуск дайджеста от 29 декабря 2006 г.).

Дилерские сети в декабре, как и предыдущие месяцы, проводили с операторами лишь несколько акций. Так, при подключении на любой тарифный план МТС в салонах «Телефон.ру» и «Вест-Телеком» абонент получал в подарок фирменную кружку, а при подключении к сети этого оператора в салонах «Цифроград» компании DIM предоставляла абонентам МТС скидку 10 % на покупку в своей сети магазинов. При подключении к сети Теле2 в салонах Dixis абоненты получали в подарок поросят.

Самым активным из операторов в этом плане оказался «Билайн». Он запустил сразу несколько акций с различными дилерскими сетями. Так, в «Телефоруме» при подключении к сети данного оператора абонент получал в подарок набор хлопушек, раскрашенных в цвета «Билайн». Хлопушки стали подарком не только участникам совместной акции «Билайна» и «Телефорума»: во всех дилерских сетях и офисах продаж и обслуживания этого оператора на территории Ленинградской области проходит аналогичная акция, в рамках которой при подключении до 31 декабря 2006 года абонент получит в подарок банку меда и набор фирменных хлопушек (см. выпуск новостей от 8 декабря 2006 г.).

Вторая акция проводилась в сети салонов «Связной». В акции участвовали абоненты не только подключившиеся к сети, но и одновременно с этим купившие телефон Samsung определенной модели. Участникам этой акции предоставлялась возможность через 12 месяцев получить стоимость телефона обратно. Кроме одновременного подключения и покупки телефона обязательными условиями участия в акции являлись использование приобретенного номера в течение 12 месяцев без перерыва и оплата услуг связи на сумму не менее 650 рублей (включая НДС) каждый месяц, а также сохранение чека на покупку телефона и контракта.

Еще одна акция проходила в салонах «Евросеть» и предполагала вручение подарков при подключении и/или пополнении счета. Отметим, что последняя акция направлена на повышение не только количества новых подключений, но и лояльности существующих абонентов. В самой масштабной из предновогодних акции оператора с дилерами участвовали все салоны сотовой связи и центры продаж. Ее суть в том, что подключившемуся к сети с 6 по 31 декабря 2006 года абоненту предлагалось, потратив до 25 января 2007 года на услуги связи 300 рублей, получить возможность весь февраль разговаривать бесплатно внутри сети.

Автор: Юрий Мальцев, Алена Журавлева.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети, Финансы

Ключевые слова: