Россия станет Меккой ОЦО

Кризис способствует внедрению передовых моделей бизнеса и современных технологий. Импортозамещение ни при чем. Лучшие западные практики переносятся в Россию. В частности, во всем мире растет популярность сервисной модели бизнеса. Практика передачи учетных и производственных функций в отдельный сервисный центр компании уже много лет является действенным способом снижения издержек и сокращения трудозатрат на выполнение рутинных операций. Холдинги повышают управляемость бизнеса, сосредотачивая контроль исполнения в рамках общих центров обслуживания (ОЦО).

Мировая и российская практика

В России в ОЦО чаще всего передается бухгалтерия, кадры и ИТ-процессы. Но подходы к организации ОЦО на западе и у нас отличаются. В нашей стране – это локальные ОЦО, которые работают внутри страны и призваны сокращать затраты отдельно взятых компаний. На западе корпорации пристально оценивают потенциальную экономию накладных расходов и сравнивают целые страны, в которых экономически целесообразно создавать ОЦО. Поэтому там популярны глобальные модели сервисных услуг, когда международные компании выносят бизнес-функции в страны с более дешевой рабочей силой, низкими арендными ставками, развитой логистикой и другими преференциями.

Тема ОЦО становится лейтмотивом крупных отечественных ИТ-мероприятий. Например, 20-22 июня 2018 года компания «Делойт» приняла участие в Восемнадцатой конференции «Общие центры обслуживания: организация и развитие». На мероприятии спикеры из ведущих российских компаний раскрыли самую значимую и актуальную информацию и представили множество подробных практических кейсов. Организатором конференции выступила CFO Russia (группа Prosperity media), партнерами - Polymedia и Visiology. Подробнее см. новость раздела «Мероприятия» от 18 июля 2018 г.

Стоит отметить, что в мировой практике востребована разносторонность сервисных услуг, то есть дальнейшее развитие созданных ОЦО. Туда передаются дополнительные функции, расширяется спектр задач. Одним из главных трендов является передача в ОЦО экспертных функций, когда сервисный центр выполняет не только рутинные операции, но и содержит высококвалифицированных специалистов, оказывающих консалтинговые услуги. Также помогает оптимизировать затраты использование современных технологий, например, роботизация бизнес-процессов (программное обеспечение для автоматического выполнения действий на компьютере за человека) и блокчейн (технология распределенного и безопасного хранения данных). Автоматизация существенно повышает производительность работы и позволяет западным компаниям оставлять ОЦО в развитых странах, несмотря на наличие более дешевых регионов.

В России актуальна тенденция унификации информационных систем и выбор в пользу единой ИТ-платформы. И в меньшей степени роботизация, которую заменяет относительно недорогая по мировым меркам рабочая сила.

Лучшие практики идут в Россию

По мнению специалистов, сейчас в России сложилась наиболее благоприятная ситуации для технологического прорыва. И помогут в этом, желая получить наибольшие выгоды, как раз западные компании.

До недавнего времени самыми популярными странами для размещения ОЦО европейских компаний являлись Польша и Чехия. Восточная Европа подкупала дешевой рабочей силой и удобной логистикой.

Сегодня из-за девальвации рубля средняя заработная плата в России намного ниже, чем в той же Польше и Чехии. По данным международной организации труда Россия по этому показателю занимает 66 место ($ 527), Польша и Чешская Республика 50 ($ 766,58) и 41 ($ 908,43) места соответственно.

 

Средняя зарплата в мире 

Если детально углубиться в показатели регионов России, то в ряде субъектов зарплата намного ниже средней по стране. К примеру, в таких экономически развитых и промышленных регионах как Республика Татарстан ($ 468,68) или Новосибирская область ($ 475,41) средняя зарплата относительно европейских стандартов крайне мала.

 

Средняя зарплата в России по регионам 

Оплата специалистов, которые могут быть задействованы в ОЦО, также различается в зависимости от региона. В среднем по стране бухгалтер по работе с первичной документацией получает 26 000 рублей ($ 411,25), системный администратор 23 771 рублей ($ 375,99), а программист 45 000 рублей ($ 711,44).

При этом согласно статистике «Организации экономического сотрудничества и развития» Россия занимает первое место в Европе по проценту людей с высшим образованием (59,8 %).

 

Процент населения с высшим образованием 

Получается, что в России есть дешевые и высококвалифицированные специалисты. Прибавив недорогую аренду помещений и развитую инфраструктуру, мы получаем едва ли не самую привлекательную в мире страну для создания аутсорсинговых центров крупных компаний с лучшим соотношением оплаты труда и качества рабочей силы.

Что касается существующей экономической и внешнеполитической ситуации, исследователи компании «Делойт» выявили, что для западных компаний это не будет весомым аргументом для отказа от идеи перевода в Россию собственных структур. Существует ряд успешных примеров функционирования ОЦО в куда более нестабильных регионах: на Ближнем Востоке и в Африке.

Интерес иностранных компаний к созданию региональных сервисных центров в нашей стране подтверждает глава представительства компании SER Group в России, СНГ и Восточной Европе Дмитрий Мервицкий: «Сейчас мы изучаем возможность создания технологической инфраструктуры ОЦО в России для нескольких международных компаний. Мы видим, что кадровый рынок Восточной Европы подорожал. Сегодня европейские компании заинтересованы в создании многофункциональных бэк-офисов с высокой маржинальностью для оптимизации собственного бизнеса и повышения качества услуг. Россия, в свою очередь, может предложить квалифицированные кадры и привлекательные условия размещения».

 

Глава представительства компании SER Group в России, СНГ и Восточной Европе Дмитрий Мервицкий 

Компания SER Group – первый крупный вендор, который провел исследования и разработал комплексное предложение для привлечения западного бизнеса в Россию. По мнению экспертов SER, ОЦО начинают внедрять не только крупные холдинги, но и компании средних размеров. В этой связи процессы сокращения издержек и автоматизации выходят на первый план.

«По всему миру количество ОЦО увеличивается с каждым годом и Россия не исключение. Центрам обслуживания передают все больше компетенций, в связи с усложнением функционала растет потребность в более масштабной автоматизации. Бизнес ищет способы сокращения затрат, и местоположение один из ключевых факторов, в том числе и для российских компаний, которые могут переносить сервисные функции в более благоприятные для этого регионы», – рассказывает Дмитрий Мервицкий.

Спикер замечает: «Для действующих ОЦО перебазирование является новым этапом развития, для новых важно избежать рисков неверных технологических и управленческих решений. Если говорить о нашем подходе, то в своих проектах в России и за рубежом мы используем три основных правила: консалтинг, передовая технологическая основа и применение лучших практик».

Размещение сервисных подразделений будет сопровождаться выходом на российский рынок компаний, которые такую возможность ранее не рассматривали. Представленный в России бизнес сможет перестроиться гораздо быстрее за счет отлаженной работы и имеющихся в нашей стране активов.

Какие преимущества получает Россия? Прежде всего, внедрение современных технологий, развитие российских высокотехнологичных продуктов, повышение конкуренции и качества ИТ-услуг.

Отчет компании «Делойт» показывает, что организация стандартного ОЦО, только лишь за счет централизации и унификации процессов, позволяет сократить трудозатраты на уровне 15 %. Благодаря автоматизации и добавлению новых функций суммарный эффект может достичь 40-50 %. Сегодня в России в основном создают ОЦО стандартного образца. Приход западных компаний неизбежно повлечет увеличение спроса на технологии автоматизации. Это в свою очередь создаст конкурентную среду, где российские разработчики и интеграторы, для того чтобы оставаться востребованными на рынке, будут вынуждены осваивать новые технологии, а в перспективе производить российские аналоги и повышать компетенции.

О каких новых технологиях идет речь

Прежде всего, роботизация бизнес-процессов (RPA) и блокчейн. Если унификация ИТ-платформ в России уже давно идет полным ходом, учетные функции переносятся в единые ERP, а автоматизация ввода и хранения информации отдается системам управления контентом (ECM) - то четкого представления о месте технологий RPA и блокчейн в структуре ОЦО пока нет. На западе – это тренд, в России больше похоже на осторожное изучение и «набивание шишек», за некоторым исключением.

К примеру, «СИБУР Холдинг», «ФосАгро» активно осваивают RPA в деятельности собственных ОЦО. SER Group использует блокчейн для хранения данных и обеспечения подлинности информации в бизнесе. Компания SER разработала интеграционное решение между блокчейн Ethereum и собственной ECM-платформой Doxis4, использующее смарт-контракты для каталогизации документов. Активно развивается блокчейн в госсекторе, где под эгидой программы «цифровая экономика» поднимаются вопросы регламентации применения этой технологии.

Мониторинг сайта госзакупок показывает, что интерес в госучреждениях к технологии блокчейн растет. Примечательно, что здесь можно легко понять основные варианты использования таких решений. Прежде всего, блокчейн интересен для поддержки документоемких процессов, повышения качества оказания услуг и обеспечения безопасного долговременного хранения информации.

 

Список конкурсов с сайта zakupki.gov.ru 

Как правило, мировые тренды появляются в России с задержкой в 2-3 года. Рост количества ОЦО наблюдается по всему миру. В нашей стране до недавнего времени бизнес воспринимал ОЦО как централизацию определенных процессов. На сегодняшний день российские компании успешно знакомятся с передовыми практиками и начинают использовать их. Наиболее привлекательно выглядит тенденция роботизации, но при «лоскутном» внедрении такая технология не сможет быть эффективной. Необходим анализ бизнес-процессов и понимание требуемого результата при внедрении.

Немаловажным фактором является выбор ИТ-платформы для управления процессами и информацией, которая может консолидировать функции учета и автоматизации. Одним из ключевых требований в современных реалиях становится снижение затрат, поэтому все больше компаний используют консалтинг и тщательно подходят к выбору местоположения ОЦО. В том числе и иностранные компании, которые в нынешней экономической ситуации рассматривают Россию в качестве альтернативной площадки для переноса своих корпоративных центров обслуживания, что, в конечном счете, может принести пользу, дать импульс к развитию конкурентной среды, скорейшему принятию мирового опыта и внедрению современных технологий, в том числе российского производства.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: информационные технологии, информационные системы, автоматизация