По маршруту следования пассажира
Этот проект правильнее разделить на две части. Изначально мы пришли к тому, что нам необходима EAM-система 1С:ТОИР КОРП, чтобы планировать ремонты, управлять техническими работами, вести учет активов, понимать их количество, стоимость владения оборудованием с точки зрения эксплуатации и в целом хозяйства, за которое отвечает служба эксплуатации.
Позже появилась необходимость внедрения системы автоматизации процессов управления услугами 1С:ITILIUM. Если первая часть проекта была вызвана органическим ростом компании и необходимостью управлять полным комплексом активов, то вторая часть уже продиктована необходимостью получить удобный сервис для службы ИТ и сотрудников аэропорта. При этом мы хотели импортозаместить ранее используемую систему Ivanti на отечественное решение, сократив стоимость владения продуктом.
Начальник технического управления аэропортового холдинга «Аэродинамика» Эдуард Логвинов
Источник изображения: пресс-служба Деснола
Если смотреть глазами пассажира, то техническое обслуживание и ремонт (ТОиР) оборудования начинается еще при въезде в аэропорт — со стоек автоматической парковки и шлагбаумов. Дальше — привокзальная площадь и аэровокзальный комплекс, который насыщен системами вентиляции, кондиционирования, освещения. Мы постарались уместить в 1С:ТОИР КОРП все, что только можно ремонтировать и эксплуатировать, начиная со стен, входных дверей, мебели, на которой сидят сотрудники.
В Сочи у нас 300 единиц спецтранспорта, информация по обслуживанию которого полностью ведется в EAM-системе. Автоматизирован процесс учета расходных материалов. Если есть необходимость разобраться в том, какая была поломка, какой проводился ремонт, какие использовались материалы и какой персонал выполнял ремонтные работы, то всю эту информацию мы можем получить в 1С:ТОИР КОРП для аналитики, планирования ремонтов и работ.
Сквозная автоматизация процессов
Проект внедрения систем 1С:ТОИР КОРП и 1С:ITILIUM от разработчика и интегратора компании «Деснол» в аэропорту Сочи развивался поэтапно. Первый этап был связан с необходимостью создания централизованной EAM-системы управления активами, включая планирование ремонтов и технических работ. Второй этап — внедрение ITSM/ESM-решения «Итилиум» (с 2024 года развивается как 1С:ITILIUM) — был продиктован потребностью в удобном сервисе для ИТ-поддержки сотрудников, а также необходимостью импортозамещения существующего решения класса Service Desk.
Мы создали сквозную интеграцию, где объекты ремонта из 1С:ТОИР КОРП стали конфигурационными единицами (КЕ) в 1С:ITILIUM. Это позволило связать эксплуатационные активы с сервисным обслуживанием — фактически объединить EAM- и ITSM-логики в единую цифровую экосистему.
Любой сотрудник аэропорта с учетной записью может зарегистрировать обращение через портал самообслуживания — с компьютера, планшета или телефона. Для доступа достаточно авторизоваться в корпоративной сети Wi-Fi. Например, если у сотрудника возникла проблема с вентиляцией или освещением в рабочей зоне, он заходит на портал самообслуживания, выбирает помещение и указывает неисправность. Система автоматически определяет, что выбранная КЕ относится к эксплуатации, и формирует обращение в 1С:ТОИР КОРП. Если же речь идет о принтере или ноутбуке, обращение остается в 1С:ITILIUM и попадает в ИТ-службу.
Таким образом, несмотря на то, что под капотом работают две разные системы, пользователь видит единый интерфейс и не задумывается, в какую службу поступит его запрос. Это снимает барьеры, ускоряет обработку заявок и исключает хаотичное взаимодействие «по телефону» или «по знакомству». Такой уровень интеграции, особенно в авиационной отрасли, можно считать уникальным опытом.
ESM-подход на практике
В системе задействованы восемь служб, семь из которых отвечают за эксплуатацию и работают в 1С:ТОИР КОРП, а одна — ИТ-служба — использует 1С:ITILIUM. Среди ключевых подразделений — служба эксплуатации наземных сооружений, отвечающая за ремонт зданий и поддержание чистоты, служба электромеханического оборудования, обеспечивающая работу вентиляции и кондиционирования, а также служба тепло- и санитарно-технического обеспечения, курирующая котельные и водоснабжение. Отдельное внимание уделяется управлению парком спецтранспорта, который насчитывает 300 единиц техники. Решения Деснола также интегрированы с 1С:УПП (1С:Управление производственным предприятием) для списания материалов, а также с Active Directory для управления доступом. В аэропорту Анапа уже реализована интеграция со SCADA-системами, позволяющая отслеживать состояние багажной карусели в режиме реального времени.
Измеримые результаты трансформации
Внедрение системы кардинально изменило работу как сотрудников на местах, так и руководителей подразделений. Для специалистов по эксплуатации значительно упростилось планирование. Если раньше графики технического обслуживания составлялись вручную — кто-то вел их в Excel, кто-то в бумажном журнале — теперь система сама формирует планы на обслуживание сотен единиц спецтранспорта или, к примеру, фанкойлов.
Приведу простой пример. Раньше для составления графика по спецтехнике сотрудники вручную рассчитывали среднюю наработку, сверяли межсервисные интервалы, подбирали периоды по каждой машине — кто-то проезжает 200 км в смену, кто-то — 2000 в квартал. Сейчас достаточно открыть объект в 1С:ТОИР КОРП, и система сама показывает, когда следующее ТО, какие материалы нужны, какие работы предстоят.
Руководству теперь доступна полноценная аналитика. Один из ключевых показателей — коэффициент технической готовности (КТГ), то есть доля техники, которая не может выйти на линию по причине ремонта. Раньше этот показатель мы собирали вручную: сколько машин должно было выйти, сколько реально вышло. Сегодня все считается автоматически и доступно на дашбордах. Мы используем эту информацию, в том числе при обосновании численности штата или ресурсоемкости задач.
Мы также внедрили четкую культуру учета: теперь нельзя просто «сказать по телефону», что что-то сломалось. Все обращения фиксируются через веб-портал самообслуживания. Это не только повышает дисциплину, но и создает цифровой след, по которому можно отследить, кто, когда и что запросил, какие были выполнены действия и сколько ресурсов на это ушло. По сути, мы перешли от фрагментарного, неструктурированного подхода к полноценной системе управления сервисом, где каждое действие — под контролем, каждое решение — обосновано, а каждый винтик — на своем месте.
Если сравнивать с тем, что было год назад — разрозненные таблицы, переписка в почте, папки, тетради — сегодня у нас единая система, в которой нужный отчет формируется буквально по нажатию одной кнопки. Да, может быть, сложно посчитать это в рублях, но по удобству для людей — это как сравнивать передвижение пешком и на машине.
Перспективы развития и масштабирования
Успешный опыт Сочи уже распространяется на другие аэропорты холдинга — Краснодар и Анапу. Параллельно ведется работа по интеграции 1С:ТОИР КОРП со SCADA-системами для автоматического мониторинга критического оборудования, такого как багажные конвейеры, телетрапы, системы обработки багажа и электромеханическое оборудование. Такая интеграция систем позволяет фиксировать простои и сбои без участия человека — заявки формируются автоматически, еще до того, как проблему успеют обнаружить вручную.
Цифровая трансформация для нас — это не просто внедрение новых технологий, а изменение культуры работы. Наша цель — создать комфортные условия не только для пассажиров, но и для сотрудников. Когда люди видят, что их рабочие процессы становятся проще и прозрачнее, это меняет их отношение к компании.
Автор: Эдуард Логвинов, начальник технического управления аэропортового холдинга «Аэродинамика»
Подробности см. в блоге Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол»
О МЕЖДУНАРОДНОМ АЭРОПОРТЕ СОЧИ
Международный аэропорт Сочи имени В.И. Севастьянова (www.aer.aero) образован в 1945 году. Управляется одним из крупнейших аэропортовых холдингов России «Аэродинамика». Воздушная гавань обслуживает главный курорт страны, встречая участников важнейших экономических, спортивных, политических и культурных событий страны.
С 2020 года аэропорт Сочи стабильно входит в топ-5 аэропортов России по объёму пассажирских перевозок, обслуживая более 13 млн человек в год. С 2022 года является главным южным международным авиахабом России. Полеты выполняются как по внутрироссийским, так и международным направлениям.
Аэропорт ежегодно получает профессиональное признание и награды. В 2022 году воздушная гавань получила рейтинг «4 звезды» по результатам исследования крупнейшей мировой консалтинговой компании Skytrax. Многократный обладатель наград в номинации «Лучший аэропорт России» национальной премии «Воздушные ворота России».
О ДЕСНОЛЕ
Деснол — разработчик и интегратор автоматизированных систем для бизнеса и производства. С 1999 года создает, внедряет, развивает ИТ-продукты, которые помогают ускорить, автоматизировать, сделать простыми и современными бизнес-процессы по управлению производственными и непроизводственными активами, а также услугами в сфере ИТ (ITSM) и других сервисных областях (ESM). Свыше 19 лет Деснол носит статус российского центра компетенций по цифровизации процессов ТОиР. В активе компании — более 300 реализованных проектов автоматизации процессов управления активами в различных отраслях экономики и сферах бизнеса.
В 80+ регионах РФ, а также Казахстане, Республике Беларусь и странах Европы используют системы, разработанные Деснолом:
Деснол — участник инновационного ИТ-кластера Сколково, официальный партнер фирмы «1С» c 2000 года, обладатель статуса «1С:Центр разработки». Лауреат премий и конкурсов «1С:Проект года», «Эффективное производство / OEE Award», «ITSM-Проект года», «Проект года Global CIO». Разработанные Деснолом программные продукты включены Минцифры РФ в Реестр отечественного ПО, рекомендованного для муниципальных и государственных закупок.