Зарубежный контент может вновь стать доступным для россиян

В правительстве подготавливается законопроект, который позволит использовать музыку и кинофильмы зарубежных правообладателей вопреки их воле. Принудительное лицензирование, распространяющееся сейчас только на такие объекты интеллектуального права, как патенты на изобретения или промышленные образцы, хотят расширить также и на другую продукцию, относящуюся к интеллектуальной собственности.

По информации источников газеты «Ведомости», власти рассматривают возможность расширения числа объектов принудительного лицензирования. Оно должно распространиться и на такие виды интеллектуальной собственности, как видеоконтент и музыкальные композиции, принадлежащие правообладателям из недружественных государств.

Введение санкций после начала российской спецоперации на территории Украины повлекло за собой приостановку сотрудничества с множеством иностранных медиакомпаний, включая Universal, Disney, Warner Bros., Sony, Paramount. Их новинки в музыкальной и киноотрасли исчезли из кинопроката и с российских платформ, доступными для россиян остались только выпущенные ранее фильмы и музыка. Возможность просмотра и прослушивания старого контента объясняется тем, что лицензии выдаются правообладателями на один год, и для того, чтобы изъять продукцию из обращения, необходимо расторгнуть контракт, что влечет за собой выплату неустоек. Пока желание расторгнуть контракт правообладатели не изъявляли, что не мешает им сделать это в дальнейшем.

Принудительное лицензирование предусмотрено уже в действующей редакции Гражданского кодекса, которая предусматривает возможность получения принудительной лицензии на патенты посредством судебного обращения. Закон позволяет воспользоваться изобретением в том случае, если патент на него не используется или используется недостаточно в течение четырех лет в том случае, и если это приводит к «недостаточному предложению соответствующих товаров, работ или услуг на рынке».

В разрабатываемом законопроекте должны появиться пункты, позволяющие принудительно лицензировать помимо патентов иные объекты интеллектуальной собственности, включая контент, а время ожидания должно существенно сократиться.

Подразумевается, что обращаться в суд за возможностью получить лицензию могут как непосредственно российские лицензиаты, так и отечественные организации коллективного управления (ОКУПы).

В первом случае должны быть соблюдены такие условия: партнеры из страны, объявившей санкции против России частично или полностью отказываются от лицензионного договора по причинам, не имеющим отношения к нарушениям такого контракта. Также добавляется возможность для российских лицензиатов, имеющих форму акционерного общества осуществлять финансовые обязательства по контрактам акциями. Выпуск привилегированных акций для таких целей возможен в том случае, если их номинальная стоимость не превысит 25% от уставного капитала АО. Кроме того, данные акции не будут давать права голоса тем, в пользу кого они выпущены, на общем собрании акционеров.

В случае обращения в суд ОКУПов, получение принудительного лицензирования станет возможным, если правообладатель из недружественной страны исключил свои каталоги из их управления. Наиболее известным в России является Российское авторское общество (РАО), осуществляющее сбор финансовых отчислений за публичное исполнение музыкальных произведений в пользу их авторов. Так, по данным отчетов РАО, в 2020 году в интересах правообладателей из-за рубежа собрано около 300 млн руб., то есть чуть менее одной десятой от всех сборов в стране (более 3 млрд руб).

Прекращение действия принудительной лицензии возможно, если правообладатель готов заключить лицензионный контракт об использовании произведения на российской территории, в этом случае правообладатель должен направить судебный иск о прекращении обстоятельств, вследствие которых была получена принудительная лицензия.

Эксперты, опрошенные «Ведомостями», комментируют, что процедура внесения соответствующих изменений в законодательство имеет длительный характер. Кроме того, это нарушает международные обязательства, такие как соглашения ТРИПС, четко ограничивающие область принудительного лицензирования патентами и Бернскую конвенцию, запрещающую дискриминировать национальные и иностранные произведения и лишать авторов исключительных прав. Подобные меры могут ухудшить оставшиеся перспективы сотрудничества с западными странами.

В то же время интересы собственников российских платформ однозначно лежат в области изменения правового поля, позволяющего использовать объекты интеллектуального права законно.

Разговоры о введении принудительного лицензирования велись также и в области зарубежного программного обеспечения, что позволило бы использовать софт вне зависимости от согласия зарубежных вендоров.

На фоне спецоперации и введения западных санкций  бизнес на территории России приостановили такие компании, как Apple, Cisco, Intel, Samsung и многие другие. На ICT-Online.ru опубликован материал о том, какие компании уходят из России.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Регулирование

Ключевые слова: регулирование, авторское право