Разоружение спектра. Конверсию частот проведут за счет отчислений операторов

Министерство по информационным технологиям и связи (МИТС) предложило привлекать средства федерального бюджета для работ по конверсии радиоспектора. Российским операторам катастрофически не хватает частот для развития беспроводных технологий — от сотовой связи до Wi-Fi. Сегодня лишь 4% радиоспектра находится в гражданском использовании (ГР) и еще около 8% частот предполагают совместное использование (СИ) частот операторами и силовыми структурами. Остальные 88% частот находятся в исключительном ведении Минобороны и других силовых структур.

Конверсия предполагает перевод частот правительственного и совместного использования в категорию ГР. Предложение о конверсии частот за бюджетные средства прозвучало из уст министра информтехнологий и связи Леонида Реймана на заседании совета глав администраций связи стран СНГ, которое проводилось в конце прошлой недели в Киргизии. "Практически все новые телекоммуникационные услуги развиваются на базе радиотехнологий. Если мы хотим, чтобы они были доступны и в России, нужно срочно заниматься конверсией частот", — сказал в Киргизии Леонид Рейман. Он добавил, что МИТС уже направило предложение проводить конверсию за бюджетные средства на рассмотрение в Минобороны и Минфин.

Величина планируемых затрат на конверсию пока неизвестна. Новый закон "О связи" предусматривает введение платы за пользование частотным спектром. Заместитель министра по связи и информатизации Андрей Бескоровайный, который продолжает курировать частотную тему и в МИТС, сообщил, что величину этих отчислений должно установить правительство. Андрей Бескоровайный заявил: "Для пользователей радиочастотным спектром будет установлена разовая плата и ежегодная плата за его использование. Порядок их установления и взимания должно определить правительство [специальным постановлением] исходя из того, что размеры этих плат должны устанавливаться дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий".

Один из пяти высших чиновников Международного союза электросвязи (ITU) — директор радиобюро ITU Валерий Тимофеев добавил, что в мире нет единого подхода к оценке стоимости использования частот. "К тому же цена частот в различных диапазонах принципиально различна, ведь привлекательность тех или иных диапазонов кардинально разнится. Если речь идет об использовании 1 МГц спектра для федеральной сотовой сети — цена одна, а 1 МГц для транкинговой сети масштаба одного города с тысячей абонентов имеет цену на порядки более низкую", — сообщил Валерий Тимофеев.

Партнер аналитического агентства ACM-Consulting Михаил Алексеев полагает: "Логичнее, если нерасчищенные частоты будут закрепляться за оператором при выдаче лицензии, а уж оператор сам оплатит конверсию конкретных частот. Если же собирать плату со всех пользователей радиоспектра, то нет гарантий, что прошедшие конверсию частоты будут распределяться среди операторов равноправно". Михаил Алексеев добавил, что, например, на Украине при выдаче частот с оператора взимается плата, покрывающая расходы на их конверсию, а затем при включении каждого номинала за него берется еще и ежегодная плата.

"Конверсия — процесс дорогостоящий, — сказал Леонид Рейман, — поэтому нужно расчищать не все частоты подряд, а лишь те, которые при наименьших затратах дадут наибольший выигрыш государству и операторам". Среди приоритетов российского регулятора — частоты, необходимые для внедрения цифрового телевидения (ЦТВ) и сотовых сетей третьего поколения (3G).

Президент Ассоциации 3G Александр Крупнов говорит: "К каждому виду оборудования и владельцев частот нужен свой подход, и затраты на освобождение частот очень существенно разнятся. К примеру, в Петербург все радиорелейные станции приходят именно с полосами частот 3G — это одна проблема, весьма серьезная. А есть другая, легко разрешимая: например, когда старая навигационная система, работающая на этих частотах, включается 8 раз в году. Она стоит около $50 тыс. — ее можно сравнительно легко заменить на новую и вывести в иной частотный диапазон".

С ЦТВ вопрос стоит еще более остро. В мае 2004 г. в Женеве состоялась Региональная конференция радиосвязи (РКР), которая утвердила сроки внедрения ЦТВ в Европе и Азии. Второе заседание РКР, назначенное на начало 2006 г., утвердит план распределения частот для этих целей. Андрей Бескоровайный сообщил: "К октябрю 2005 г. Россия и страны СНГ должны завершить составление частотных планов для ЦТВ и подать их в ITU. От полноты этих документов прямо зависит эффективность реализации цифрового вещания в будущем".

"Конверсия частот за счет бюджета — очень актуальный вопрос, — сказал в беседе с репортером  Валерий Тимофеев. — Российская армия долгое время находилась в состоянии финансового голода, и новых разработок радиосредств не вела. Сегодня в армии используется множество радиосредств разработки 50-60 гг. ХХ века, и их модернизацией бюджету придется заниматься в любом случае. Важно, чтобы при этом были учтены интересы сетей связи".

Похоже, что Минобороны, которое всегда неохотно расставалось с частотами, сегодня готово содействовать их конверсии. "Мы понимаем важность государственной программы конверсии радиочастотного спектра и будем активно сотрудничать со всеми заинтересованными сторонами для выполнения задач, поставленных президентом и правительством РФ", — заявил заместитель начальника Генштаба Евгений Карпов.

До сих пор российские операторы добывали частоты своими силами, занимаясь расчисткой — переводом частот из правительственного использования в категорию СИ. Однако в случае СИ военные и силовики всегда имеют преимущественное право на этот ресурс. Например, сеть "Скай Линк" в Петербурге делит частоты с военно-космическими силами, и при каждом сеансе связи с международной космической станцией оператор принудительно выключает сеть на 20-30 минут. Операторы крайне неохотно разговаривают на тему расчистки частот. Представитель одной из сотовых компаний на условиях анонимности сообщил, что расчистка всегда была "интимным процессом, предполагавшим неформальные отношения с высшими чинами армии и спецслужб", выразив надежду, что теперь механизм станет более прозрачным. Многие операторы за прошедшие годы набили руку в расчистке частот своими силами. Например, все операторы "большой тройки" расчистили себе частоты по Северо-Западу, а МТС за счет расчистки обошелся без покупки СМАРТС и своими силами вышел в Поволжский регион.

При этом инициативу финансировать расходы по конверсии и за счет государства поддерживают все. Например, представитель МТС заявил: "Мы считаем совершенно логичным, если государство будет заниматься конверсией частот. Это особенно актуально в связи с ожидаемым внедрением технологии 3G". Александр Крупнов также поддерживает конверсию, в противном случае Россия еще долго не увидит сотовых сетей третьего поколения. По его словам, сейчас диапазон частот, необходимый для работы сетей 3G (1,9-2,1 ГГц), перенасыщен: в нем работают и навигационные системы, и радиорелейные линии, и другие системы различных ведомств.

Предложение МИТС о конверсии частот будет рассмотрено на первом заседании Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) — межведомственного органа при телекоммуникационном регуляторе. ГКРЧ не собиралась с начала 2004 г., и лишь 2 июля 2004 г. правительство утвердило новый состав этой комиссии.

Тематики: Мобильная связь, Регулирование

Ключевые слова: