"ВымпелКом" пустит в метро

"ВымпелКом" совместно с российским филиалом американской компании Ambiq Technology и метрополитеном Петербурга с июня 2011 г. запускают пилотный проект по оплате проезда с помощью мобильного телефона по технологии NFC. Оператор уже участвует в тестировании аналогичного проекта с компанией "Аэроэкспресс". МТС и "МегаФон" также изучают возможности NFC. Однако пока никто из операторов не запустил услугу в коммерческую эксплуатацию.

NFC (Near Field Communication) - это технология беспроводной высокочастотной связи, позволяющая производить защищенный обмен данными между устройствами, находящимися на расстоянии около 10 см.

"Пассажирам достаточно установить под крышку используемого ими мобильного телефона специальный NFC-модуль, - сообщила пресс-служба "ВымпелКома". - После этого телефон обретает функции платежного устройства и проездного билета, абонент может начать пользоваться мобильным телефоном как обычным проездным". При установке NFC-модуля на SIM-карте автоматически устанавливается приложение, позволяющее купить необходимое количество поездок через меню телефона. Стоимость поездок списывается с баланса телефона в режиме реального времени.

С 1 июня 2011 г. проект запускается в тестовой версии, когда будет использоваться существующая инфраструктура и ограниченное количество моделей телефонов. "Клиент, пользующийся предоплатными тарифными планами, сможет приобрести билет без обращения в кассы города, оплатив его с баланса телефона или с банковской карты, привязанной к телефону, через специальное мобильное приложение. Абонентам с тарифными планами постоплатной системы расчетов на этапе технического "пилота" сервис недоступен", - пояснила пресс-служба "ВымпелКома".

"В тестовой группе будет 100 абонентов. Итоги планируется подвести к началу осени", - уточнила для ComNews пресс-секретарь "ВымпелКома" Анна Айбашева. По результатам пилотного проекта будет принято решение о сроках и масштабах начала коммерческой эксплуатации сервиса.

"Данный инновационный проект открывает новые возможности для клиентов "Билайна", новый опыт в использовании мобильного телефона и NFC-технологии", - считает генеральный директор ОАО "ВымпелКом" Елена Шматова.

"С экономической точки зрения решение дает возможность сократить затраты метрополитена на реализацию билетов за наличный расчет", - сообщил заместитель начальника ГУП "Петербургский метрополитен" Игорь Выборнов.

"Приобретение проездных билетов - это лишь первый шаг во внедрении NFC-технологии. В будущем решение позволит предложить потребителям неограниченное количество сервисов, основанных на использовании бесконтактной технологии NFC в мобильных телефонах", - обещает генеральный директор ООО "Амбик Тэк СПб" (российский филиал американской компании Ambiq Technologies) Мария Азарова.

Тестирование NFC в петербургском метро Ambiq Technology начала осенью прошлого года. В конце марта текущего года "Амбик Тэк СПб" объявил о готовности оснащать мобильные телефоны россиян NFC-устройствами. Исполнительный директор и основатель Ambiq Technology, Inc. Миша Розенберг ранее сообщал ComNews, что проект планируется запустить в коммерческую эксплуатацию во II квартале 2011 г. Тем не менее пока эксплутация проекта будет осуществляться в пилотном режиме, в сотрудничестве с "ВымпелКомом". Как пояснила ComNews менеджер по бренд-коммуникациям "ВымпелКома" Екатерина Турцева, участие оператора заключается в интеграции с NFC-платформой партнера и ее подключении к текущим возможностям схемы мобильной коммерции "ВымпелКома".

Ранее ComNews сообщал, что другие сотовые операторы - МТС и "МегаФон" - также с прошлого года тестируют услугу оплаты проезда в метро с помощью мобильного телефона по технологии NFC, однако пока отложили запуск сервиса в коммерческую эксплуатацию. "МегаФон" собирается запустить услугу в петербургском метро до конца II квартала, а МТС еще не определилась со сроками. "МегаФон" тестирует оплату с помощью мобильного телефона в петербургском метрополитене, - сообщила вчера ComNews пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. - Ввод данной услуги в коммерческую эксплуатацию намечен на текущее лето. В планах "МегаФона" - расширение возможностей наклейки-чипа: оплата проезда на наземном транспорте, оплата покупок и т.д.".

"ВымпелКом" в прошлом году также запустил аналогичный проект - с "Аэроэкспрессом", перевозящим пассажиров на электричках в московские аэропорты. Окончание тестового периода по нему было запланировано на конец I квартала 2011 г. Однако пока запуска в коммерцию не произошло. Директор по связям с общественностью ООО "Аэроэкспресс" Вадим Семикин ранее сообщал ComNews, что помимо "ВымпелКома" в январе этого года к проекту присоединились МТС и "МегаФон". Относительно длительности нового этапа тестирования он не смог дать конкретной информации, сообщив, что пока ясности в этом вопросе нет.

"Услуга станет популярной среди абонентов, если будет бесплатной, - отмечает аналитик AC&M Consulting Дмитрий Яременко. - Но в этом случае не очень понятно, в чем выгода оператора. Возможно, в том, что, если деньги за проезд будут списываться со счета мобильного телефона, пользователи станут пополнять баланс с запасом, что увеличит денежный оборот оператора. Трудно сказать, насколько оператору это интересно, однако с большой уверенностью можно утверждать, что, если сервис не будет бесплатным, количество его поклонников уменьшится в несколько раз".

"По идее операторы должны будут зарабатывать на таких проектах, снимая комиссию с каждой точки оплаты. По городскому транспорту таких "дивидендов" не будет, так как это государственный проект. Однако большое число потенциальных участников - абонентов компании поможет оператору реализовать первые шаги по развитию услуг мобильной коммерции. Сейчас на уровне Центробанка России и Госдумы решается вопрос об увеличении возможной суммы оплаты через мобильный телефон. Пока она ограничивается 300 руб. за раз и 15 тыс. руб. в месяц", - отмечает руководитель аналитического агентства TelecomDaily Денис Кусков.

Тем не менее Дмитрий Яременко сомневается, что для реализации сервиса может быть нужен только мобильный телефон. "NFC-чип может существовать и отдельно от мобильного телефона, в форме, например, похожей на "таблетку" от домофона. Так, в Стамбуле подобный чип, именуемый Akbil и пригодный для оплаты проезда в любом виде общественного транспорта, в ходу уже несколько лет. На сайте оператора платежей - допустим, того же Ambiq - для обладателей чипа может быть реализована возможность привязать к нему свою банковскую карту, и тогда все платежи могут списываться непосредственно со счета карты. То есть напрашивается вывод, что услуга может быть ориентирована на тех абонентов сотовой связи, у которых нет банковских карт, но с ростом популярности электронных платежей число таковых год от года неуклонно снижается, - отмечает аналитик. - Кроме того, возникает вопрос, обязательно ли нужно в телефон, в котором под крышкой будет NFC-чип, вставлять именно ту SIM-карту, к счету которой привязан этот чип? Например, если у абонента есть SIM-карта "Билайна", которой он пользуется нерегулярно (в роуминге), а в качестве основного использует другого оператора, можно ли привязать чип к счету SIM-карты, не находящейся в данный момент в телефоне, под крышкой которого находится чип? Одним словом, пока услуга вызывает больше вопросов, чем ответов".

НАТАЛИЯ ВЕДЕНЕЕВА

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: ВымпелКом