"ВТБ Капитал" выбрал орбиту. Став совладельцем "Триколор ТВ"

"ВТБ Капитал" купил миноритарный пакет крупнейшего оператора спутникового телевидения в России ЗАО "Национальная спутниковая компания" (НСК, бренд — "Триколор ТВ"). Инвестиционная компания рассчитывает заработать на будущем IPO оператора. По итогам 2012 года абонентская база НСК выросла на 26%, до 11,9 млн клиентов, а в этом году должна вырасти еще на 22%, до 14,5 млн.

Сумма сделки и размер приобретенного "ВТБ Капиталом" пакета, как и то, кто выступил продавцом, не раскрываются. По словам источника "Ъ", знакомого с деталями сделки, инвесткомпания купила около 25% НСК. ""ВТБ Капитал" как глобальный инвестиционный банк и финансовый инвестор в данной трансакции будет способствовать росту капитализации активов "Триколор ТВ" и поможет подготовить компанию к IPO через несколько лет",— говорится в сообщении, распространенном вчера.

"Мы уверены, что сильные позиции на рынке, широкий охват аудитории "Триколор ТВ" по всей стране позволят компании успешно воспользоваться возможностями роста российского рынка платного телевидения и выйти на IPO через несколько лет",— приводятся в сообщении слова руководителя управления прямых инвестиций и специальных проектов "ВТБ Капитала" Тима Демченко.

По итогам 2012 года абонентская база НСК увеличилась на 26%, до 11,9 млн клиентов, а выручка компании — на 43%, до 6,3 млрд руб. Учредителями ЗАО, по данным "Картотеки" на июль 2005 года, были Зинаида Толпекина (50%) и Ольга Орлова (50%). В середине прошлого года Федеральная антимонопольная служба (ФАС) одобрила ходатайство неназванного физического лица о покупке 50% НСК, в результате чего его доля в компании увеличится с 37,4% до 87,4%. По мнению участников рынка, крупнейшим собственником НСК является основной владелец и президент компании "Дженерал Сателайт" Андрей Ткаченко. "Дженерал Сателайт" является ключевым поставщиком оборудования для НСК. Впрочем, в самой компании это ранее отрицали.

По оценке iKS-Consulting, по итогам 2012 года в России насчитывалось 30,3 млн абонентов платного ТВ. По этому показателю НСК была лидером рынка с 29-процентной долей (учитывая только платящих абонентов). Далее шли "Ростелеком" (22%), МТС (10%) и "ЭР-Телеком" (8%). Общий объем рынка оценивается в 47 млрд руб., а доля НСК — в 13%.

Последняя сделка на рынке спутникового ТВ состоялась в 2010 году, когда шведская Modern Times Group приобрела 50% ООО "Далгеоком", оказывающего услуги под брендом "Радуга ТВ". Вся компания тогда была оценена в $45 млн. На момент сделки "Далгеоком" обслуживал около 70 тыс. абонентов, то есть один абонент был оценен в $643. По итогам марта НСК обслуживала более 12,4 млн абонентов, то есть стоимость компании могла бы равняться $7,9 млрд. Однако аналитик iKS-Consulting Елена Крылова оценивает ее значительно ниже — примерно в $800 млн. "У компании низкодоходные абоненты, но она продолжает расти",— отмечает эксперт. В отличие от конкурентов НСК изначально предлагала клиентам принимать бесплатно пакет базовых каналов. Платный пакет компания стала продвигать с мая 2007 года, а впоследствии запустила и платные дополнительные услуги. Сейчас у НСК 9,12 млн платящих абонентов.

Ранее в НСК прогнозировали, что к концу этого года ее абонентская база вырастет до 14,5 млн клиентов, а выручка — до 8,5 млрд руб.

Это не первая попытка НСК привлечь новых акционеров. В 2009 году холдинг "Газпром-медиа" объявил о покупке контрольного пакета компании, однако сделка так и не была закрыта. Начальник управления по развитию "Газпром-медиа" Ирина Зенкова вчера сообщила, что "холдинг отказался от сделки в связи с тем, что стороны не пришли к соглашению в вопросах существенных условий, включая оценку стоимости бизнеса "Триколор ТВ"". Во сколько тогда оценивалась компания, она не уточнила.

Вчера в ФАС заявили, что ходатайство о покупке миноритарной доли НСК "пока не поступило".

Анна Балашова, Сергей Соболев

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: Триколор ТВ