Пакеты телеканалов в глубинке могут подорожать и похудеть

Компания «Триколор», мультиплатформенный оператор цифровой среды, по спутниковому телевещанию занимающий более двух третей российского рынка, предлагает расширить круг компаний, которым оказывается господдержка. Распространение мер поддержки на спутниковых операторов поможет им сгладить прямые потери, связанные с расходами в валюте, которые в 2022 могут составить более 4 млрд руб. Это аренда спутниковых емкостей, обновление оборудования, а также расчеты с зарубежными телеканалами и праводержателями, чей контент транслируется в России операторами. В противном случае тарифы могут вырасти до 30%, при этом количество оказываемых услуг, напротив, будет иметь тенденцию к снижению.

Издание «КомммерсантЪ» сообщает, ему удалось ознакомиться с письмом от генерального директора «Триколор» адресованным Правительству, Госдуме и Минцифры. Согласно информации издания, «Триколор» предлагает распространить меры господдержки ИТ-отрасли и операторов связи на спутниковых операторов. Это связано с тем, что в 2022 году оператор может потерять свыше 4 млрд руб. в связи с ростом расходов на аренду спутниковых емкостей и модернизацию оборудования.

В качестве поддержки в компании просят распространить на операторов механизмы справедливой индексации тарифов, а также хотели бы получить льготное кредитование по ставке до 3%, отмену налога на имущество, уменьшение страховых взносов, мораторий на отчисление в резерв универсального обслуживания и плановые проверки.

В Минцифры на данный момент знакомятся с документом.

В группе компаний «Орион» (федеральный спутниковый оператор, обслуживающий более 3 миллионов домохозяйств), поддерживают данную инициативу, поскольку телевещание по-прежнему является одним их наиболее дешевых и доступных развлечений для россиян. В то же время компенсировать финансовые потери в сегодняшней ситуации полностью за счет абонентов затруднительно, в свете чего государственная поддержка отрасли необходима.

По сведениям «ТМТ Консалтинга», на 2021 год «Триколору» принадлежал 71% российского рынка спутникового ТВ, второе место занимал «Орион», владелец бренда «Телекарта» с 18%, на третьем месте располагался МТС, которому принадлежали 6% рынка, оставшиеся 5% приходились на «НТВ плюс». Тем не менее, по данным того же агентства, общий объем рынка снизился на 2,4%, достигнув 24,7 млрд руб., при фактическом росте подключений – количество подключенных домохозяйств увеличилось на 0,2%, а в числовом выражении – до 17,2 млн семей, использующих спутниковое телевидение.

Для вещания компании «Триколор» и «НТВ плюс» используют, в том числе спутник «Экспресс-АМУ1». Спутник использует частоты, часть которых принадлежит французскому оператору Eutelsat, соответственно, и платежи по аренде принимаются в евро, что увеличивает расходы. Также в валюте оплачиваются и китайские компоненты, использующиеся для производства приставок для «Триколора». Кроме  того, оплата зарубежного контента и иностранных телеканалов также осуществляется в валюте. В случае роста тарифов пропорционально повышающимся затратам, эксперты опасаются оттока абонентов. Поскольку услугами спутникового телевидения преимущественно пользуются люди из удаленных населенных пунктов, не обладающие высоким доходом.

Тот факт, что спутниковые операторы предоставляют свои услуги по наиболее низким ценам среди других провайдеров цифрового телевидения, делает их более уязвимыми для колебаний рынка. Отсутствие мер поддержки может привести к удорожанию тарифов на 10-30% параллельно с уменьшением количества телеканалов в пакетах.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет

Ключевые слова: спутниковая связь, Триколор ТВ