«Индиго» покинула Россию

Шведский телекоммуникационный холдинг Tele2 официально объявил о приобретении у MCT Corporation 100 % акций компании Vostok Mobile North-West B.V., владеющей долями в российских сотовых операторах ЗАО «Архангельские мобильные сети» и ЗАО «Новгородские Телекоммуникации» (по 100 %), а также ЗАО «Мурманская мобильная сеть» и ЗАО «Парма Мобайл» в Коми (по 75 % акций). Эти активы объединяла общая торговая марка «Индиго». Таким образом, MCT Corporation оставила все надежды на успешную работу на российском рынке. В то же время это приобретение, которое обошлось Tele2 в $35 млн, позволит оператору укрепиться на Северо-Западе РФ. Ранее в СЗФО компания была представлена только в Петербурге и Ленинградской области.

MCT Corporation со штаб-квартирой в Вашингтоне, США, работает в России с 1992 года. В свое время она курировала деятельность 29 операторов мобильной связи. В России ее бренд «Индиго» был представлен весной 2001 года. Однако в результате недружественной игры ряда партнеров американской корпорации у нее осталось в три раза меньше активов – до недавнего времени в ее распоряжении насчитывалось семь предприятий в России и СНГ: «Мурманская Мобильная Сеть» (ММС), «Архангельские Мобильные Сети», «Новгородские Телекоммуникации» (Великий Новгород), «Парма Мобайл» (Республика Коми), «Индиго-Таджикистан» (Душанбе, Таджикистан), «Коском» (Ташкент, Узбекистан) и «Сомонком» (Худжент, Таждикистан).

Шведская компания Tele2 появилась в России в 2001 году, приобретя местные сотовые активы другого американского холдинга Millicom (это были в основном AMPS-операторы, которые благодаря политике Мининформсвязи смогли получить GSM-лицензии). Первая в России сеть мобильной связи под маркой Tele2 была запущена в Иркутске весной 2003 года. Сегодня эта марка присутствует в 13 регионах: Петербург, Ленинградская, Иркутская, Кемеровская, Ростовская, Омская, Нижегородская, Смоленская, Курская, Воронежская, Белгородская, Липецкая, Челябинская области и Республика Удмуртия. В 2005 году глобальный оборот Tele2 составил $6,84 млрд, а оборот «Tele2 Россия» - $140 млн. По данным на конец мая 2006 года, Tele2 обслуживала 4,4 млн абонентов в РФ.

В Петербурге старт Tele2 состоялся летом 2003 года. Местная GSM-сеть оператора была запущена на базе местной компании «Санкт-Петербург Телеком», которая ранее предоставляла услуги в стандарте DAMPS под маркой FORA (в области под этим брендом работала сестринская компания «Облком»). Основную ставку новый игрок сделал на дешевую связь (при этом с минимальными гарантиями качества), поэтому компания ориентировалась исключительно на голосовые сервисы. Сегодня оператор обслуживает порядка 6 % местного рынка, уровень новых подключений колеблется и в среднем составляет 4-7 %, иногда с пиками до 11 %, а то и 16 %, как это было, например, в сентябре прошлого года. Среди крупных последних инициатив оператора в Северной столице можно отметить начало освоения метрополитена, которое стартовало в прошлом году, а также запуск технологии GPRS (см. выпуск новостей от 5 апреля 2006 г.). В 2004-2005 году оператор развивал свои услуги в Ленобласти, где сейчас в зону его обслуживания входят Гатчина, Ломоносов и Выборг.

На днях компания Tele2 приобрела у MCT Corporation 100 % акций компании Vostok Mobile North-West B.V., владеющей полным пакетом акций ЗАО «Архангельские мобильные сети» и ЗАО «Новгородские Телекоммуникации», а также имеющей по 75 % акций ЗАО «Мурманская мобильная сеть» и ЗАО «Парма Мобайл» (Республика Коми). Таким образом «Индиго», продав данных операторов Tele2, полностью вышла с российского рынка сотовой связи. Кроме того, Tele2 приобрела акции у миноритарных акционеров ЗАО «Мурманская мобильная сеть» и ЗАО «Парма Мобайл», достигнув, таким образом, 100 % доли участия в этих компаниях. Совокупная абонентская база данных компаний составляет более 250 тыс. абонентов, а годовой оборот чуть не дотягивает до $20 млн. в год. С вхождением четырех новых операторов в холдинг Tele2 российская лицензионная зона GSM-покрытия увеличивается на 3,8 млн человек – до 38 млн. Приобретенные компании будут интегрированы в текущие операции Tele2. Сумма сделки составила $35 млн. Отметим, что приобретение данных четырех операторов является не первой сделкой между Tele2 и МСТ: в ноябре 2005 года шведский оператор купил 94 % акций компании «Липецк Мобайл», также ранее входившую в группу «Индиго».

Приобретение компании «Архангельские мобильные сети», ЗАО «Новгородские Телекоммуникации», ЗАО «Мурманская мобильная сеть» и ЗАО «Парма Мобайл» позволило расширить Tele2 свое влияние на Северо-Западе, где ранее он был представлен только в Петербурге и Ленинградской области. В данных областях «Индиго» был фактически четвертым оператором после «большой тройки» (в Новгородской и Мурманской областях свои услуги предоставляет также оператор «Скай Линк»). Лидирующую позицию в Архангельской и Мурманской областях занимает «МегаФон Северо-Запада», в прошлом году число абонентов в данных областях достигло «юбилейных» отметок в 300 и 500 тыс. соответственно. Далее следуют в порядке убывания МТС, «Билайн» и Tele2. Такая же картина наблюдается и в Новгородской области. В Коми также лидирует МТС, второе место отведено «МегаФону», далее в той же последовательности следуют «Билайн» и Tele2. Стоит отметить, что, по прогнозам аналитиков, проникновение сотовой связи в Мурманской области на конец этого года должно составить 100 %.

В целом количество абонентов «МегаФона» на Северо-Западе на начало июня этого года превысило 6 млн абонентов. В свою очередь на 31 мая 2006 года в Северо-Западном регионе насчитывалось 2,9 млн подписчиков сети «Билайн», а абонентская база МТС на начало лета насчитывала порядка 5 млн пользователей. Суммарная абонентская база всех сотовых операторов по СЗФО по состоянию на июнь составляла 14,74 млн человек. Таким образом, на приобретенные Tele2 компании приходится около 1,6 % местного рынка, а вместе с Петербургом и Ленобластью (это еще около 500 тыс. подписчиков) общая доля оператора в регионе составляет 6,7 %.

Автор: Наталья Чумарова.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: