Итоги работы МТС, «ВымпелКом» и «МегаФон» в 2012 году

В целом год для операторов завершился неплохо, но высокое проникновение услуг связи в России заставило их переключиться уже на удержание существующей абонентской базы. С этим связано и то, что у всех фактически прекратился рост абонентской базы за счет голосовых абонентов, небольшой рост продолжается лишь за счет мобильного ШПД. Что касается капитальных затрат, то лидером по итогам года стал МТС, доведя долю CAPEX до 23,3 % выручки. В итоге с учетом предыдущего года активного строительства «МегаФона» в явном проигрыше и в роли догоняющего остался «ВымпелКом». В то же время МТС развивал собственную розницу также активнее своих конкурентов, во многом за счет этого доведя проникновение смартфонов в своей сети до 23 % (у «МегаФона» – 20,6 %, «ВымпелКома» – 18 %). Интересно также, что по результатам года МТС оказался и самым дешевым оператором – он обладает самым низким показателем APPM (стоимостью минуты), в то время как «ВымпелКом» имеет самый высокий абонентский ARPU для data-тарифов. «МегаФон» занимает золотую середину.

Рост выручки МТС от мобильного бизнеса в годовом исчислении на 9 % до 283,6 млрд рублей произошел за счет увеличения потребления голосовых услуг и сервисов передачи данных, а также незначительного роста абонентской базы в целом (лишь на 0,7 %). При этом продажи телефонов и оборудования выросли в годовом исчислении на 11,6 % до 28,7 млрд рублей за счет расширения розничной сети, повышения доли смартфонов в объеме продаж и повышения доступности кредитных продуктов в точках продаж. Годовой рост выручки фиксированного бизнеса на 6 % до 61,8 млрд рублей вызван ростом оптовых продаж и развития сегмента B2B. Позитивная годовая динамика выручки МТС наблюдалась за счет роста абонентской базы мобильных и фиксированных услуг, а также роста продаж оборудования и дата-продуктов. Рост выручки МТС в России в годовом исчислении на 8 % связан с увеличением потребления голосовых сервисов и услуг передачи данных.

«ВымпелКом» сохранил позитивные тенденции предыдущих кварталов с увеличением выручки на 7 % к 2011 году до 285,375 млрд рублей. Это произошло главным образом за счет выручки в мобильном сегменте (в целом на 4 %), включая рост выручки в сегменте передачи данных на 37 % (при этом рост выручки в сегменте SS (small screen) составил 52 %). Рост выручки в мобильном сегменте связан также с ростом продаж абонентского оборудования. Рост выручки в фиксированном сегменте замедлился до 0,4 % год к году, в связи со снижением доходов от голоса по межоператорскому бизнесу, в то время как доход в сегменте фиксированного ШПД (FTTB) вырос год к году на 24 %.

Общий рост выручки «МегаФон» в 2012 году составил 12 % до 272,6 млрд рублей. Основным драйвером роста стали услуги мобильной передачи данных (+ 31 %), добавив 8,8 млрд рублей. При этом выручка от голосовых услуг в 2012 году, как это ни странно, продолжила расти и стала вторым по значимости фактором роста общей выручки (+ 5 %, дополнительные 7,6 млрд рублей). Третьим и четвертым фактором роста выручки «МегаФона» в 2012 году стали розничный бизнес (+ 58,2 %, дополнительно 4,9 млрд рублей) и VAS-услуги (+ 23,2 %, дополнительно 4,4 млрд рублей) за исключением SMS (рост 15,4 %, + 1,8 млрд рублей). Доходы от фиксированного бизнеса также возросли на 18,1 %, добавив к выручке 2011 года еще 2,7 млрд рублей. Главным фактором роста чистой прибыли в 4-м квартале 2012 года по сравнению с 4-м кварталом 2011 года является рост операционных доходов. Небольшое уменьшение годовой чистой прибыли в 2012-м вызвано в основном возросшими процентными расходами и переоценкой курсовых разниц.

Финансовые результаты по итогам 2012 года

*Приведены данные EBITDA, VimpelCom в своей отчетности не приводит данные OIBDA

 

Если говорить об операционных результатах, то рост ARPU абонентов МТС произошел за счет стимулирования потребления голосовых услуг и сервисов передачи данных (рост  MOU за счет роста лояльности и повышения качества абонентской базы). Вместе с тем показатель APPM (Average Price per Minute или средняя стоимость минуты) у МТС оказался самым низким среди операторов «большой тройки» – 0,98 рубля/минута. Возможно, с низкой стоимостью передачи данных связан и самый низкий абонентский ARPU на тарифах передачи данных – 80,8 рубля против 153 рублей у «МегаФона» и 248 рублей у «ВымпелКома». Возможно, конечно, это является следствием более низкого проникновения услуг передачи данных среди абонентов МТС, но это противоречит самому высокому проникновению смартфонов в его сети (23 %) – именно сегмент SS (small screen) является для операторов самым желанным, обеспечивая высокую доходность и низкие операционные расходы в сравнении с heavy users – владельцами USB-модемов. В то же время обращает на себя внимание очень высокий ARPU на тарифах передачи данных «ВымпелКома», превышающий аналогичный показатель «МегаФона» в 2 раза и МТС в три раза. Это также связано с сегментом small screen, именно на него сделал ставку оператор, заключив многочисленные партнерства с контент-провайдерами по совместному продвижению услуг (Facebook, LiveJournal и т. д.).

Как видно из нижеследующей таблицы, рост числа абонентской базы «МегаФона» в течение 2012 года происходил главным образом за счет подключения новых абонентов на тарифы передачи данных, по итогам года их было уже 21 млн из 62,6 млн абонентов в целом (33,6 %). Число голосовых абонентов за год снизилось примерно на 0,9 млн человек, что было компенсировано 2 млн подключений на data-тарифы; таким образом, «МегаФону» удалось сохранить положительную динамику. Абонентская база «ВымпелКома» в мобильном сегменте сократилась на 2 % год к году и составила 56,1 млн, при этом абонентская база мобильного ШПД выросла на 5 % до 2,7 млн, а абонентская база фиксированного ШПД выросла на 1 % и составила 2,4 млн. Что касается МТС, то по группе в целом оператор отчитался с положительной динамикой (+ 0,7 %).

 

Операционные результаты по итогам 2012 года


*Включая операции в России, Украине, странах СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизстан, Таджикистан), Италии и Канаде, Африке (Алжир, ЦАР, Бурунди, Зимбабве) и Азии (Пакистан, Лаос и Бангладеш).
** Включая Россию, Белоруссию, Украину, Армению и Туркменистан
*** Включая Россию, Таджикистан, республики Абхазия и Южная Осетия

 

Значительные инвестиции в инфраструктуру в предыдущие годы позволили «МегаФону» оптимизировать уровень капитальных затрат 2012 года, уменьшив его на 38 % по сравнению с 2011 годом. Рост операционных доходов и снижение капитальных затрат составили основу увеличения свободного денежного потока на 175 % в 2012 году. Напомним также, что в феврале 2012 года «МегаФон» подписал соглашение с ООО «Скартел» (бренд Yota) на развитие на его частотах собственных сетей LTE по модели «виртуального» оператора MVNO. В результате к концу 2012 года оператор предоставлял услуги 4G/LTE в 76 городах 28 регионов Российской Федерации (в частности, о запуске LTE в Москве можно прочитать в материале от 15 мая 2012 г., о запуске LTE в Санкт-Петербурге – в материале рубрики «МегаФон Северо-Запад» от 3 сентября 2012 г.).

Что касается МТС, то оператор продолжает инвестировать в развитие беспроводных и фиксированных сетей в России, CAPEX группы по итогам года составил около 90 млрд рублей, что на 12,3 % больше показателя 2011 года. Причем большая часть капитальных затрат пришлась именно на Россию (91,8 % или около 82,3 млрд рублей). За год МТС построил около 5,5 тыс. БС 3G, доведая их число до 28,5 тыс., 80 % которых поддерживают HSPA+ со скоростью передачи данных до 21 Мбит/с. Была проведена модернизация сети для поддержки LTE в Московском регионе на оборудовании Nokia Siemens Networks, там же МТС запустил и собственную сеть TD-LTE (см. материал рубрики «МТС» от 3 сентября 2012 г.). Таким образом, МТС можно признать лидером по капитальным затратам 2012 года, он больше всех построил базовых станций 3G, впервые обогнав по этому показателю лидера предыдущих лет – «МегаФон».

Таким образом, с учетом предыдущего года активного строительства у «МегаФона» в роли догоняющего снова оказался «ВымпелКом» (18,6 тыс. БС против 28,5 тыс. у МТС и 28 тыс. у «МегаФона»). Это понимают в компании, и на 2013 год поставлены цели по достижению паритета с конкурентами по развитию сетей 3G в регионах – для этого показатель CAPEX/Revenues будет повышен до рекордных для компании 22 %. В целом по планам «ВымпелКома» за 2013 год число БС 3G увеличится на 30 % (т. е. будет построено 5700 новых БС), при этом 80 % из них будут подключены по IP-каналам и поддерживать HSPA+. Что же касается капитальных затрат 2012 года, то они составили у «ВымпелКома» 50,69 млрд рублей, а соотношение CAPEX/Revenues – 18 %. Помимо строительства БС 3G (+ 22 %), оператор существенно увеличил количество БС, подключенных по высокоскоростным IP-каналам: с 11 % в начале до 48 % в конце 2012 года.

 

Капитальные затраты в 2012 году

 

* По обменному курсу на 22.03.2013
** Включая капитальные издержки в России, Республике Таджикистан, а также республиках Абхазия и Южная Осетия

Что касается развития операторской розницы, то здесь безоговорочным лидером выступает МТС, даже без учета примерно трети франчайзинговых салонов. Оператор продолжает развитие своей розничной сети, постепенно увеличивая число собственных салонов (+461 салон) и снижая число франчайзинговых (-113). Таким образом, на конец 2012 года компания имела 4462 салона, что на 7,5 % больше показателя 2011 года. Интересно также, что доля смартфонов в общем объеме продаж розницы МТС выросла до 29 %, а проникновение смартфонов в сети оператора на конец 2012 года составило 22,9 % – самого высокого среди «большой тройки». Во много это связано как раз с активной работой МТС по продвижению брендированных смартфонов начального уровня в своей рознице.

«МегаФон» – на втором месте по числу брендированных салонов, за 2012 год их количество выросло на 12 % до 1786 салонов. Также интересно, что около 20 % новых продаж совершилось именно через собственную розницу, а доля «МегаФон Ритейл» на российском рынке телефонов и смартфонов (в натуральном выражении) по итогам года выросла на 2 п. п. и составила 8 %. При этом продажи в категории «телефоны» (телефоны и смартфоны) выросли на 43 % (продажи смартфонов выросли более чем в два раза). Стоит также отметить, что в декабре 2012 года «МегаФон» завершил приобретение 25%-й доли в компании «Евросеть», а также заключил соглашение о выкупе еще 25 % у компании Garsdale, входящей в группу Алишера Усманова. Одновременно было заключено соглашение об управлении «Евросетью» с компанией «ВымпелКом», которой принадлежит вторая половина акций «Евросети».

Что касается «ВымпелКома», то оператор удвоил число собственных брендированных салонов в 2012 году, доведя их число до 400. В планах на 2013 год – утроить эту цифру, доведя их число до 1200, включая перевод под собственное управление около 500 салонов «Евросети».

Развитие операторской розницы в 2012 году

Таким образом, пальму первенства по итогам 2012 году можно смело отдать МТС – самые большие капитальные затраты, самое высокое проникновение смартфонов на сети и самый низкий показатель APPM (стоимость минуты) среди операторов «большой тройки». «МегаФон» отметился хорошей динамикой роста абонентской базы за счет подключений на тарифы передачи данных, что связано с интенсивным строительством сетей 3G в предыдущие годы. В итоге сегодня у «МегаФона» рекордные 21 (!) млн data-абонентов. Для сравнения: у «ВымпелКома» таких всего лишь 2,6 млн. Но «ВымпелКом» показал самый высокий ARPU на data-тарифах – просто рекордные 248 рублей, что в 2 раза выше, чем у «МегаФона», и в три раза – показателя МТС. Можно также сказать, что 2013-й станет для «ВымпелКома» годом осуществления надежд – в области капитального строительства и развития розницы. В целом можно констатировать, что все операторы «большой тройки» идут в ногу со временем, сделав ставку на развитие сегмента передачи данных и подготовив свои сети к внедрению LTE (а МТС в Москве и «МегаФон» на частотах Yota уже оказывают коммерческие услуги). В то же время может показаться удивительным, но доходы от голосовых услуг у всей «большой тройки» в 2012 году также выросли, возможно, темпы их роста снизились за последние годы, но о стагнации речи не идет. Это связано с решительной работой всех игроков по удержанию имеющихся абонентов и снижению оттока – ведь доступная потенциальная абонентская база в условиях проникновения услуг сотовой связи более 150 % съеживается как шагреневая кожа. Поэтому сейчас операторы очень активно выводят новые маркетинговые предложения на рынок, стремясь предложить абонентам выгодные внутрисетевые тарифы. Эта тенденция, наряду с ростом сегмента передачи данных, будет являться на российском рынке доминирующей и в течение 2013 года.


Рубрики: Мобильная связь, Маркетинг, Финансы

Ключевые слова: ВымпелКом, МТС, МегаФон, сотовая связь