Корпоративный сегмент – основной драйвер роста рынка VoIP-телефонии

Компания Infonetics Research представила отчёт о развитии мирового рынка VoIP-телефонии и облачных телекоммуникационных решений в 2011 году. Несмотря на то, что наибольший доход VoIP-провайдерам сегодня приносит SOHO, по мнению аналитиков, именно корпоративный сегмент обеспечит активный рост рынка IP-телефонии. Это обусловлено тем, что данный вид связи позволяет экономить на расходах более чем в два раза по сравнению с традиционной телефонией, а также отвечает растущим потребностям в развитии телекоммуникационной инфраструктуры предприятий, в частности, использование данной технологии подходит для создания распределённых корпоративных сетей. В компании «Телфин», основывающей свою стратегию в том числе на западных исследованиях и опыте зарубежных компаний, отмечают, что данные о мировом рынке VoIP-телефонии, приведённые в исследовании Infonetics Research, во многом соответствуют и российским реалиям, а также приводят некоторые тренды, специфичные для нашей страны.

VoIP-телефония – это технология, позволяющая использовать Интернет или любую другую IP-сеть для ведения телефонных разговоров и передачи факсов в режиме реального времени.

Согласно исследованию Infonetics Research, в 2011 году большую часть дохода операторам IP-телефонии принёс сегмент SOHO (Small Office / Home Office). В свою очередь, средний и крупный бизнес в прошлом году показал больший рост выручки от данных услуг. Доход операторов VoIP-телефонии и облачных сервисов в 2011 году увеличился на 16 % по сравнению с 2010 годом и составил порядка $58 млрд. Объём переданного трафика вырос на 128 %.

В сегменте SOHO число пользователей VoIP-телефонии и облачных сервисов увеличилось на 14 % и достигло 178 млн. Число рабочих мест, подключенных к VoIP-телефонии и сопутствующим сервисам, в сегменте среднего и крупного бизнеса выросло на 44 %. По прогнозам Infonetics Research, в текущем году данный показатель достигнет 20 млн, а в 2016-м – 40 млн. Кроме того, в прошлом году наблюдался высокий спрос на облачные решения, что дало провайдерам рост выручки на 33 %.

По мнению аналитиков Infonetics Research, именно корпоративный сектор, особенно в свете общего роста мировой экономики, обеспечит активный рост рынка VoIP-телефонии и облачных телекоммуникационных сервисов в ближайшие пять лет, благодаря своей потребности в создании более гибких и эффективных систем управления бизнес-процессами, централизацией ресурсов, а также низкой стоимостью VoIP-телефонии. Однако переход среднего и крупного бизнес-сегментов на VoIP-телефонию будет происходить не столь активно, как того хотелось бы оператора. С одной стороны, согласно опросу Infonetics Research среди ИТ-специалистов крупных североамериканских компаний, большинство из них в той или иной степени пользуются IP-телефонией, например, для общения внутри компании. Но для внешних коммуникаций сегмент крупного бизнеса предпочитает всё же традиционную телефонию. По ожиданиям аналитиков, только к 2014 году 42 % крупных компаний отдаст предпочтение технологии VoIP.

Если говорить о долях рынка VoIP-телефонии, которые занимают его лидеры, то, по мнению Infonetics Research, он сегодня настолько широк, что его распределение между игроками окончательно пока не оформилось. Всё же аналитики отмечают, что в прошлом году мировым лидером в данном сегменте по-прежнему является компании NTT, обсуживающая порядка 7 % пользователей. Второе и третье места занимают операторы Comcast и France Télécom. Также значительная часть абонентов пользуется услугами AT&T и Verizon.

Что касается российского рынка VoIP-телефонии, то здесь можно обратиться к исследованию аналитического агентства Discovery Research Group, которое также отмечает, что сегмент корпоративной связи является основным драйвером роста данного рынка в связи с возможностью экономить на связи по сравнению с традиционной телефонией: в случае использования IP-телефонии расходы снижаются минимум в два раза. Использование данной технологии особенно актуально с экономической точки зрения для создания распределённых корпоративных сетей, а также для междугородных и международных звонков. По данным Discovery Research Group, в прошлом году доля VoIP-трафика в совокупном трафике дальней связи составила 32 %.

Как сообщает Discovery Research Group, в 2011 году более 50 % корпораций пользовалось услугами IP-телефонии, и к 2013 году ожидается рост данного числа до 68 %. Данный прогноз аналитики связывают с надеждами на повышение качества данных услуг, увеличением числа моделей абонентских устройств, в частности, недорогих SIP-телефонов, а также расширением спектра предоставляемых сервисов.

В качестве одного из важнейших факторов роста проникновения VoIP-телефонии в частном секторе аналитики называют увеличение числа пользователей широкополосного доступа в Интернет. В целом же Discovery Research Group прогнозирует, что к 2013 году более половины пользователей IP-телефонии будут получать доступ к услуге через мобильный доступ к провайдерам, около трети – через операторов сотовой связи, внедривших у себя данную услугу, и порядка 11 % – через сети WiMAX и LTE.

Представители российского оператора «Телфин», специализирующегося на разработке и внедрении комплексных коммуникационных решений на основе VoIP-технологий, отмечают схожесть трендов российского и мирового рынков VoIP-телефонии. Как сообщил директор по маркетингу компании «Телфин» Антон Винник, опрос корпоративных абонентов оператора, а это не только отечественный, но также североамериканский и европейский бизнес, показал, что причины для перехода с традиционной на IP-телефонию в России те же, что и в других странах. Однако специфика российского рынка заключается в том, что интерес к VoIP-решениям был вызван кризисом 2008 года, когда, будучи вынужденными экономить на расходах, компании начали подключаться к данным услугам. Антон Винник отметил, что подобная ситуация может повториться в ближайшее время.

Что касается облачных решений, то здесь также отмечается схожесть трендов, но, как обычно, есть и отличие: по словам г-на Винника, за рубежом более осведомлены о возможностях и преимуществах таких решений, как, например, виртуальная АТС, однако и в России в скором времени можно ожидать рост популярности подобных сервисов. Напомним, что «Телфин» предоставляет многофункциональное решение «Телфин.Офис», позволяющее создать единую телефонную корпоративную сеть (подробнее об услугах компании и оценке рынка см. интервью раздела «Телфин» от 14 марта 2012 г.).

Автор: Светлана Черемисина.

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Оборудование

Ключевые слова: VoIP, операторы связи Петербурга