Позвони с меня

Доступная сотовая связь стала вызовом таксофонным компаниям. Они пытаются выживать за счет дополнительных услуг и государственных программ.

Вот уже несколько лет падает трафик у таксофонных операторов: все меньше горожан используют уличные телефонные аппараты. В среднем, по оценкам рыночных игроков, только за последние три года трафик таксофонных компаний упал на 30%. Та же тенденция давно замечена и на западных рынках. Причина очевидна высокое проникновение сотовой связи. Мобильный телефон есть практически у каждого, сотовая связь стала доступной и дешевой таксофоны в такой ситуации ушли на второй план потребительского спроса. Участники рынка даже вспоминают историю, когда один из таксофонных операторов был готов подать в суд на сотового конкурента, который в своем ролике рекламировал мобильную связь как замену таксофонной (в качестве антуража использовались всем хорошо знакомые зеленые кабинки).

При этом петербургский таксофонный рынок один из самых развитых и конкурентных в России. На нем работает сразу три крупных оператора. Крупнейший игрок это Санкт-Петербургские Таксофоны (СПТ), в его сеть входит 1,9 тыс. таксофонов по всему городу. Вторая по величине таксофонная компания Санкт-Петербурга Метроком, большинство ее аппаратов (около 700) расположены в городском метрополитене. Наконец, таксофонное направление развивает и ПетерСтар, 200 таксофонов которой установлены главным образом в центре города, в местах, посещаемых иностранными потребителями.

В условиях сотового бума таксофонные компании ищут пути выживания. И, кажется, нашли это снижение тарифов, развитие дополнительных услуг и продажа своей социальной значимости через участие в государственных программах.

Дешевле сотовиков

Прежде всего таксофонные компании снижают тарифы: стоит задача предоставлять более дешевую услугу, чем у сотовиков. Петербургские операторы здесь не исключение. При этом ориентируются они в первую очередь на междугородную и международную связь. Возможно, услуга постепенно теряет свою значимость для горожан, но по-прежнему интересна для гостей города. По нашим данным, сейчас превалирующими являются именно междугородные и международные вызовы, говорит коммерческий директор компании Метроком Виктор Якимов.

Осенью прошлого года СПТ объявила о снижении тарифов на междугородную связь в среднем в четыре раза с таксофонов, установленных в социально значимых местах. Минута разговора с другими городами России с экономного таксофона обойдется абоненту от 3 до 12 рублей. Другой оператор ПетерСтар вообще позиционирует свои таксофоны как сервис для гостей Петербурга: тарифы на таксофонную связь у него максимально приближены к тарифам обыкновенной телефонии. Недавно в дилерской сети компании появились карты связи с обновленными тарифами (например, стоимость звонка в Москву в зависимости от номинала карты составит от 1,05 рубля, в Финляндию от 3,5 рубля, в СНГ от 6,13 рубля и т.д.).

Рентабельность таксофонов при этом, как утверждают операторы, падает незначительно. Снижение поступлений от одного звонка нивелируется за счет стабильной поддержки трафика, который стимулируется ценовой доступностью. Кроме того, таксофонные операторы еще с досотовой эпохи, когда они могли править бал, поддерживали сверхрентабельный уровень тарифов, так что пока снижение расценок для них не критично.

Все в одном

Второе направление внедрение многочисленных дополнительных услуг: SMS с таксофонов, развлекательные, справочные и мультимедийные сервисы, доступ в Интернет, размещение рекламы на таксофонных кабинах и другое. Это направление как губка впитывает все.

Лидером по развитию допуслуг стал СПТ. Этот оператор регулярно вводит дополнительные сервисы для своих существующих и потенциальных клиентов.

Среди наиболее перспективных направлений сервисы, которые знакомы мобильным пользователям. Так, сейчас с таксофонов сети СПТ можно отправить SMS на мобильные телефоны городских абонентов (через операторскую), воспользоваться службой знакомств и развлекательными сервисами. По прогнозам специалистов СПТ, доля SMS-сообщений в общем объеме услуг инфо-центра компании составит около 30%. При этом генеральный директор СПТ Анатолий Афанасьев признает, что, несмотря на финансовые ожидания от этого проекта, компания делает основную ставку на косвенный мультипликационный эффект от популяризации таксофонной связи.

Кроме того, с конца прошлого года со всех таксофонов СПТ можно воспользоваться новым сервисом, который включает услуги службы знакомств, голосового чата и голосового дневника. В планах компании на 2006 год развитие на основе таксофонов многофункциональных платежных терминалов, позволяющих оплатить коммунальные услуги и мобильную связь. Эти терминалы будут также оснащены функцией доступа в Интернет. Стоимость проекта не разглашается.

Вообще, именно с услугой оперативного доступа в Интернет связывают многие эксперты будущее таксофонных компаний. Развитие веб-таксофонии главная тенденция в таксофонном бизнесе во всем мире. К примеру, в Голландии 10% всего таксофонного трафика приходится на интернет-аппараты. В Великобритании крупнейшая национальная телекоммуникационная компания British Telecom начала устанавливать интернет-таксофоны еще в 2001 году. Разработан пятилетний план, согласно которому, к 2006 году вся Британия будет охвачена сетью из 28 тыс. аппаратов, обеспечивающих высокоскоростной доступ в Интернет. Очевидно, что с определенного момента масштабное развитие веб-таксофонии начнется и у нас в стране. Так, СЗТ в 2003 году установил в городе 25 веб-таксофонов, которые позволяют не только позвонить, но и воспользоваться услугой электронной почты, а также сфотографироваться. Проект стал пилотным и пока развития не получил. Впрочем, ожидать от него каких-то прорывов было бы наивно: веб-таксофоны пользуются спросом там, где хотя бы больше половины горожан (а это общеевропейский показатель) имеют быстрый домашний доступ в Сеть, что, в свою очередь, стимулирует уличное использование Интернета. У нас общие показатели пока другие, но все еще впереди.

Реклама и карты

Таксофонные операторы пытаются заработать и на рекламе. СПТ до конца второго квартала планирует вместо 100 стандартных таксофонных кабин установить на Невском проспекте и прилегающих улицах кабины с современным дизайном, с подсветкой в вечернее время для размещения на них рекламы. Интересно то, как операторы используют голосовую рекламу. Например, столичная МГТС в прошлом году запустила услугу, в рамках которой с 30% ее таксофонов можно сделать 30-секундный бесплатный звонок, прослушав при этом рекламный ролик. В Петербурге подобный эксперимент был апробирован еще в 2001 году Метрокомом, но он оказался неудачным.

Наконец, используется традиционная для всех таксофонных операторов в мире ставка на коллекционеров таксофонных карт. СПТ даже выпускает специальный каталог таких карт. Другие операторы пытаются продвигать их в виде сувениров. Оригинальные изображения на наших картах посвящены историческим событиям в жизни Санкт-Петербурга, что, по нашему замыслу, должно привлекать иностранных туристов: карты можно приобрести в качестве сувенира из Петербурга, говорит менеджер по рекламе и PR компании ПетерСтар Алина Карпиченко.

Региональный рост

Между тем на общерегиональном уровне, за пределами Петербурга, таксофоны могут и будут развиваться только в рамках государственных программ. Специалисты отмечают, что во всем мире таксофонный бизнес становится субсидируемой отраслью: несмотря на свою невысокую доходность, он остается социально значимым для государства. Во всем мире идет процесс государственного вмешательства в регулирование предоставления этих услуг. Так, например, в США телефоны-автоматы устанавливаются для обеспечения доступа к помощи в чрезвычайных ситуациях. Финансирование таксофонов осуществляется муниципалитетами, которые выбирают места установки аппаратов и вправе накладывать ограничения на вид исходящей связи (например, только местная связь либо звонки на номера служб спасения).

В России будущее таксофонного бизнеса связано с программой предоставления универсальных услуг связи. Напомним, что в рамках этой программы в каждом населенном пункте России должен быть установлен хотя бы один таксофон, а в поселениях с населением свыше 500 человек необходим пункт коллективного доступа в Интернет (затраты компенсируются из фонда универсальной услуги связи, который формируется из отчислений всех операторов связи сейчас это, напомним, 1,2%). Сегодня, по оценке Мининформсвязи, более чем в 10 тыс. населенных пунктов СЗФО нет доступа к услугам связи это второй показатель по стране после Центрального округа. При этом в конкурсе на предоставление универсальных услуг могут участвовать не только местные дочки Связьинвеста, но и частные операторы. В регионах, таким образом, таксофонным компаниям есть где развернуться.

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: