Дилерская вежливость. «Ультра» уступила место «Билайну» на Невском

Сотовый оператор «Билайн» в рамках программы развития сети эксклюзивных салонов, которая реализуется совместно с «Телефорумом», открыл порядка 10 новых точек в Петербурге. Ключевая из них разместилась на Невском проспекте - на том месте, где ранее располагался салон сети «Ультра», входящей в «Евросеть». Напомним, что последняя, в свою очередь, с конца прошлого года контролируется «Билайном».

Как сообщается в официальном релизе компании, развитие собственной сети эксклюзивных салонов на территории Петербурга стало одной из приоритетных задач «Билайна» на 2008 год. Все фирменные салоны «Билайн» оформлены в корпоративном стиле. Здесь можно приобрести как стартовые пакеты оператора, так и мобильные телефоны и аксессуары. В числе возможных абонентских операций - платеж, замена SIM-карты, детализация, смена номера, внесение изменений в данные договора.

Основным партнером оператора в этом проекте выступает компания «Телефорум», которая владеет собственной оптово-розничной сетью по продаже средств связи и цифровой техники (в Петербурге порядка 50 торговых точек). Как напомнил директор по рекламе «Телефорум» Сергей Дунаев, в рамках данного проекта компания выступает куратором по всем направлениям – является основным инвестором, ведет поиск мест для открытия салонов, поставляет продукцию на продажу (телефоны и аксессуары), а также предоставляет технологии продажи сотовых телефонов и персонал. Что касается участия «Билайна», то оператор, помимо обычного начисления бонусов за продажу стартовых пакетов, частично покрывает затраты на арендную плату салонов и т. д.

По итогам 2008 года «Билайн» открыл девять новых точек в различных районах города, и еще одна была запущена за его пределами – в Гатчине. Ключевая из них расположена в центре Петербурга, на Невском проспекте, 27, – на месте, где ранее располагался салон розничной сети «Ультра», с 2006 года входящей в состав «Евросети».


"Билайн" "залез" на Невский проспект

Подробности перехода площади «Ультры» не раскрываются, однако можно предположить, что «Евросеть» просто уступила «Билайну» торговую площадь – как известно, с прошлого года ее 49,9 % находятся в собственности у сотовой компании. С другой стороны, как отмечают наблюдатели рынка, «Евросеть» до известного момента продолжает оставаться независимой, а причиной продажи магазина «Ультры» может являться желание «Евросети» избавиться от убыточных активов. «Как известно, «Ультра» исторически работала в так называемом премиум-сегменте, и большая часть магазинов сети расположена в имиджевых местах, дорогих с точки зрения арендной платы. Как показало время, эти салоны не только не приносят прибыль, но и являются убыточными», - отметил один из экспертов.

По данным spbIT.ru, процесс распродажи или отказа от аренды магазинов «Ультра» начался еще в ноябре 2008 года. Например, тому же «Телефоруму» отошла торговая площадь «Ультры» в Пушкине (Гостиный двор). В настоящее время «отдаются в хорошие руки» магазины «Ультра» возле станций метро «Старая Деревня», «Нарвская», «Владимирская/Достоевская».

С другой стороны, «чистка» активов, которую производит «Евросеть», вполне может быть инициирована «Билайном», которая таким образом оптимизирует бизнес «Евросети», у которой накопились большие долги. Что же касается очевидного преимущества «Билайна», ставшего совладельцем «Евросети», - возможности на выгодных условиях продвигать свои стартовые пакеты, то пока этот сценарий трудновыполним – согласно постановлению ФАС, в течение трех лет «Билайн» не может сделать «Евросеть» монобрендовой, и пока «Евросеть» продолжает торговать SIM-картами всех игроков рынка сотовой связи.

Напомним, что в течение 2008 года в Петербурге у «Билайна» заработали точки: на проспекте Просвещения, рядом со станциями метро «Удельная», «Купчино», «Невский проспект», а также на улицах Ефимова, Одоевского, Савушкина и Большой Пороховской. Открыт салон в Гатчине, и планируется открытие еще одного, в Киришах. Все эти салоны открыты в сотрудничестве с «Телефорумом». Еще один салон, на Лиговском проспекте, реализован в сотрудничестве с компанией «Галерея 21». Как сообщают в «Билайне», в 2008 году компания скорректировала стратегию в отношении развития сети эксклюзивных салонов – для магазинов были выбраны места с большим скоплением людей.

Также, напомним, что у «Билайна» в Петербурге достаточно длительное время действуют собственные фирменные офисы обслуживания клиентов - на Московском, 178, и Ланском шоссе, 14. По данным spbIT.ru, сейчас их деятельность также поддерживается «Телефорумом». Напомним, что «Билайн» и «Телефорум» сотрудничают с 2007 года – тогда на базе розничной сети «Телефорум» были созданы два первых эксклюзивных региональных салона «Билайн» в Архангельске и Ростове.

Что касается проекта развития сети эксклюзивных салонов «Билайн» в Ленинградской области, то его старт пришелся на 2005 год – тогда был открыт первый центр продаж и обслуживания клиентов оператора в Гатчине, в сотрудничестве с компанией «Элиен». На сегодня эксклюзивные салоны «Билайн» работают во всех крупных городах области. Среди партнеров оператора на местном уровне – уже упомянутая «Элиен Телеком», «Астра-М», «Стелс» и др.

Другие игроки рынка сотовой связи Петербурга также активны в области создания собственных монобрендовых розничных сетей. Например, у ОАО «Мобильные ТелеСистемы» насчитывается 34 собственных салонов-магазинов по Северо-Западу, в том числе 8 из них - в Петербурге. Компания также развивает эксклюзивную розницу – сейчас таких салонов насчитывается 240 по макрорегиону, в основном они открыты на базе локальных дилеров, и из крупных партнеров здесь можно упомянуть «ТС-Ритейл» (известный по проекту «Точка»). «Планы на 2009 год подразумевают активное развитие собственной розницы. В том числе у нас будет и запуск магазинов в новом формате, анонсированном в Москве в октябре прошлого года. Новый формат – это, прежде всего, открытая выкладка, и он подразумевает специальную мебель, особые демонстрационные механизмы и технологии продаж», - сообщили в компании МТС. Напомним также, что в 2008 году МТС стала владельцем сети салонов связи «Беталинк», который также переформировывается в монобрендовую сеть оператора. В Петербурге, по данным spbIT.ru, сейчас все салоны «Беталинка» (их насчитывалось несколько десятков) переоформлены в фирменный стиль МТС, и с ноября прошлого года ретейлер торгует SIM-картами только этого оператора.

Развертыванием эксклюзивных салонов в Петербурге в течение 2008 года активно занимался Tele2. Оператор открыл порядка 10 новых офисов обслуживания и продаж в городе. Все они были открыты самостоятельно, без участия или приобретения ретейлеров.

Что касается «МегаФон Северо-Запад», то, по оценкам участников рынка, компания является самым пассивным участником гонки по созданию фирменных салонов, в которую включились другие игроки. Однако, отметим, что в Петербурге у «МегаФона» уже давно работает сеть крупных центров обслуживания клиентов, количество которых, вероятно, удовлетворяет потребностям абонентов. Тем не менее в 2009 году «МегаФон», судя по всему, все же запустит программу по развитию монобрендовых салонов - как известно, недавно оператор приобрел сеть «Диксис».

Автор: Ирина Рыбченко.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Торговые сети

Ключевые слова: сотовая связь СПб, Билайн, МТС, МегаФон, Телефорум, Евросеть, салон сотовой связи Евросеть, фирменный салон, салоны Евросеть, магазин Телефорум, салоны Телефорум, Беталинк, салоны Беталинк, Диксис, магазин Диксис, магазин Ультра, торговые сети, розничная торговля, Бета Линк, салоны сотовой связи Москва, мобильные операторы, Tele2, сотовые телефоны