Google объяснила намерение обанкротить российскую «дочку»

Несмотря на запущенную процедуру банкротства и закрытие российского офиса, Google продолжит работать в стране и предоставлять российским пользователям свои бесплатные сервисы, сообщили в компании.

Из-за ареста своего банковского счета российское подразделение Google не может обеспечить работу офиса, сообщил РБК представитель Google, комментируя решение компании начать процедуру банкротства российской «дочки».

«Некоторое время назад компания Google приостановила подавляющее большинство коммерческих операций в России. Сегодня мы сообщаем о том, что арест банковского счета «Google Россия» сделал невозможным функционирование нашего российского офиса, в том числе сохранение сотрудников и оплату труда в России, оплату поставщиков и подрядчиков, а также выполнение других финансовых обязательств», — сказал представитель компании.

Он добавил, что Google продолжит предоставлять пользователям из России бесплатные сервисы, такие как поисковик, YouTube, Gmail, «Google Карты», Google Play и другие.

«Единственный выход из сложившейся ситуации»

По словам адвоката бюро Forward Legal Людмилы Лукьяновой, у Google может быть как минимум две причины для подачи заявления о банкротстве. Первая — это объективные проблемы с платежеспособностью. «В этом случае подача заявления необходима для дальнейших расчетов с кредиторами, поскольку в текущей ситуации маловероятно, что материнская компания предпримет какие-то действия, чтобы дофинансировать российскую «дочку», — отметила адвокат.

Вторая причина, продолжила Лукьянова, может заключаться в том, что на фоне возникшей обязанности заплатить большие штрафы и ситуации с санкциями собственное банкротство может быть частью выжидательной стратегии или стратегии ухода с российского рынка с минимальными финансовыми затратами. «В обоих случаях подача заявления о собственном банкротстве и введение процедуры наблюдения решает несколько задач для российского Google: прекратится начисление штрафных санкций, компания получит возможность снять имеющиеся аресты в рамках действующих исполнительных производств. Принятие такого решения минимизирует возможные риски компании при наличии задолженности по заработной плате, риски материнской компании и иных контролирующих лиц», — отметила адвокат.

По словам партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Сергея Учителя, решение Google подать заявление о признании банкротом ее российской «дочки» — «пожалуй, единственный выход из сложившейся ситуации».

Он напомнил, что правительство с 1 апреля на полгода ввело мораторий на обращения кредиторов с заявлением о банкротстве должника — это может сделать только сам должник при наличии признаков несостоятельности (банкротства). Кроме этого, после того как арбитражный суд выносит определение о принятии заявления о признании должника банкротом, имущественные требования к должнику могут быть предъявлены только с соблюдением порядка, установленного законом о банкротстве, также приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям.

«Таким образом, основная цель Google — заблокировать процедуру исполнения судебных актов о взыскании в рамках исполнительного производства и продолжить, насколько это возможно в текущих условиях, свою деятельность», — заключил Учитель.

Каковы последствия и существует ли угроза блокировки

Прежде всего важно отметить, что процесс адаптации к жизни без Google идет уже более двух с половиной месяцев: компания еще 4 марта отключила возможность размещения рекламы на всех своих платформах, отметил в разговоре с РБК Андрей Яковицкий, управляющий директор направления Amplifi — подразделения Dentsu Russia, отвечающего за повышение эффективности медиаинвестиций. За это время часть рекламодателей — те, кто не приостановил свои маркетинговые инвестиции, — начали искать альтернативные варианты коммуникации с аудиторией, продолжил он. «Некоторые компании до сих пор живут с мыслью, что отсутствие рекламы в Google — это временное явление и что скоро они смогут вернуться к привычному маркетингу. Если банкротство действительно будет запущено, всем клиентам придется смириться с тем, что рекламный ландшафт в России изменился безвозвратно», — сказал Яковицкий.

По его мнению, такие важные изменения, как окончательный уход возможности размещать рекламу на платформах Google, приведут к усилению позиций локальных игроков, причем на первое место выйдут те, кто сможет предложить рекламодателям максимально близкий по комплексу факторов продукт (цена/эффективность). При этом такими новыми лидерами могут стать как нынешние крупные игроки, так и на текущий момент средние/малые селлеры, отметил эксперт. Глобально же банкротство Google, по словам Яковицкого, может формально привести к невыполнению закона о приземлении и, как следствие, к возможной блокировке Google госорганами.

Что произошло

Ранее 18 мая российская «дочка» Google сообщила, что намерена обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. В ее уведомлении, размещенном в федеральном реестре юридически значимых сведений, говорилось, что компания с 22 марта 2022 года «предвидит собственное банкротство и невозможность исполнения денежных обязательств».

В декабре 2021 года суд назначил Google оборотный штраф в размере более 7,2 млрд руб. за неудаление запрещенного в России контента. В мае российские приставы завели в отношении компании дело о принудительном взыскании этой суммы. Помимо этого, иски против российской «дочки» Google подали ряд российских СМИ, аккаунты которых на YouTube были заблокированы.

Российское юрлицо Google — ООО «Гугл» — агрегировало платежи за рекламу. По итогам 2021 года выручка компании составила 134,3 млрд руб., а чистый убыток — 26,4 млрд руб., следует из данных СПАРК. Кроме указанных средств Google получала платежи от российских клиентов и пользователей через иностранные юрлица.

Виктория Полякова, Анна Балашова, Дарья Чебакова, Евгения Стогова

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Регулирование, Финансы, Web

Ключевые слова: Google