«Ситимобил» увез с рынка 31,5 млрд руб. убытков

Зав­тра, 15 ап­ре­ля, прек­ра­тит ра­боту аг­ре­гатор так­си "Си­тимо­бил". Та­кое ре­шение при­няли его бе­нефи­циа­ры - VK, Сбер и "Ме­гаФон". Ве­роят­но, при­чиной зак­ры­тия ста­ло пла­чев­ное фи­нан­со­вое по­ложе­ние ООО "Си­ти-Мо­бил", ко­торое в те­чение пос­ледних пя­ти лет ге­нери­рова­ло убыт­ки: с 2017 г. по 2021 г. аг­ре­гатор на­копил чис­тый убы­ток поч­ти на 31,5 млрд руб. Од­на­ко в са­мой ком­па­нии эту при­чину от­ри­цают.

"Закрываемся 15 апреля", - сказано на официальном сайте компании "Сити-Мобил". Акционеры этого агрегатора такси еще в середине марта 2022 г. приняли решение о прекращении его деятельности, не сообщив причин столь неожиданного закрытия. "Ситимобил" перестанет работать 15 апреля, при этом аффилированный с ним каршеринг "Ситидрайв" и сервис аренды самокатов Urent продолжат работу.

Структура уставного капитала ООО "Сити-Мобил", по данным Kartoteka.ru, такова: 97,37% компании принадлежит ООО "О2О Холдинг" (собственниками которого являются VK Group и Сбербанк), 2,63% - АО "Мегалабс" ("дочка" ПАО "МегаФон"). Собственники ООО "Сити-Мобил" воздержались от ответов на вопросы ComNews о причинах сворачивания бизнеса в сфере такси. Все они являются российскими структурами, то есть о закрытии агрегатора по причине западных санкций речи не идет.

По данным бухгалтерской отчетности, чистый убыток ООО "Сити-Мобил" в 2021 г. составил 10,1 млрд руб. против 11,8 млрд руб. годом ранее. Выручка компании в 2021 г. выросла в 3,7 раза, до 3 млрд руб. (по сравнению с 793 млн руб. за 2020 г.). Убыток от продаж в 2021 г. составил 11,8 млрд руб. против убытка от продаж в 14,6 млрд руб. в 2020 г. и 70,7 млрд руб. - в 2019 г.

Выручка за 2021 г. отыграла падение, произошедшее годом ранее: в 2019 г. "Сити-Мобил" заработал 2,9 млрд руб. В 2019 г. компания показала чистый убыток в размере 5,9 млрд руб., (в 2020 г. чистый убыток достиг 11,8 млрд руб.) Чистый убыток в 2018 г. - 3,6 млрд руб., а в 2017 г. - 39,4 млн руб. В 2016 г. и 2015 г. компания показала чистую прибыль - 52,2 млн руб. и 102,5 млн руб. соответственно. Таким образом, за период с 2017 г. по 2021 г. "Сити-Мобил" накопил чистый убыток в размере 31,44 млрд руб.

Судя по финансовым показателям "Сити-Мобил" - именно они могли послужить причиной закрытия агрегатора такси. Однако представитель этой компании, пожелавший остаться неназванным, заверил корреспондента ComNews, что финансовая сторона вопроса ни при чем.

"По итогам 2021 г. убыток компании стал меньше почти на миллиард (10,1 млрд руб. против 11,8 млрд руб). Любая большая компания показывает убытки на этапе роста, это нормально. Совет директоров не принимает во внимание убытки, обсуждая решение о продолжении деятельности. Они смотрят на план выполнения заказов - поездок. Отчетность по РСБУ, которая сдается в налоговую инспекцию, часто не показывает реальное состояние дел и не учитывается акционерами - они смотрят на отчетность по МСФО", - прокомментировал представитель компании, однако реальную причину остановки бизнеса не назвал.

"Акционеры имеют право не объяснять нам, почему закрыли. Но финансовая бухгалтерская отчетность - точно не причина. Специальная операция на Украине ударила по компаниям, и многие из них пересматривают деятельность. Организации, которые требуют дополнительных финансовых вливаний, сейчас пересматривают свои планы", - пояснил представитель компании.

"Сити-Мобил" создан в 2007 г. и уже в 2015 г. показывал в отчетности чистую прибыль. Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын пояснил, что "отрицательная прибыль" может не интересовать лишь игроков особо крупного размера: "Если в 1990-е годы заняться бизнесом в интернете мог каждый желающий, а в этом веке появилось много предпринимателей в сфере так называемого инфобизнеса, то для конкуренции с Google, Twitter и "Яндексом" сейчас ресурсы найдутся у немногих. То же относится к агрегации предложений такси, доставке еды и другим видам бизнеса, использующим большие базы данных о поведении пользователей. "Бигтех" и экосистемы способны вкладывать миллиарды в направления, которые представляются им перспективными, и вести конкурентную борьбу годами, не обращая внимания на финансовые результаты. Главное для них - захватить большую долю рынка, и неважно, сколько это стоит, потому что у крупного холдинга ресурсов достаточно, и всегда можно привлечь деньги. Эта последняя компонента сейчас потеряна. Очевидно, владельцы решили, что нет смысла потерять и в этом году 10-12 млрд руб. ради позиции на рынке, будущее которого им самим неясно".

Председатель Московского профсоюза такси "Добро" Николай Колодок отметил, что с уходом сервиса "Ситимобил" ситуация складывается более чем интересная. "Открывается доля рынка, которую можно занять. В регионах крупные автопарки давно сокрушались, что у них нет возможности нормально работать на рынке, а теперь у них появится возможность забрать часть регионального рынка. Они давно говорили, что готовы на уровне ИТ - приложения и схемы работы. Также, по слухам, в Россию собирается вернуться китайский такси-сервис DiDi", - рассказал он корреспонденту ComNews.

Действительно, региональные сервисы такси готовы принять на работу высвободившихся из "Сити-Мобила" водителей. Пресс-секретарь сервиса "Максим" Павел Стенников прокомментировал: "Уходит агрегатор, а перевозчики остаются на рынке такси. На практике это означает, что пассажиры и водители удалят одно приложение в смартфоне и будут пользоваться приложением других компаний, которые продолжают работать и конкурировать. Сервис заказа такси "Максим" готов принять на своей цифровой платформе всех партнеров-перевозчиков "Сити-Мобила". Монополизация фактически произошла в Москве. Столичный рынок такси требует колоссальных вложений и неперспективен для стартапов в этой сфере. Россия большая, на региональных рынках много служб заказа такси. В некоторых городах тоже доминирует тот или иной сервис, а в целом в стране сохраняется конкуренция. У нас нет сведений, что кто-то еще собирается прекращать деятельность. Рынок такси будет приспосабливаться к меняющимся условиям. В 2016 г. основатели такси "Максим" получили предложение продать бизнес сервису Gett. Позже поступали предложения от "Яндекса", Uber, Mail.Ru Group и др. От сделок мы отказались и не планируем продажу бизнеса. "Максим" всегда развивался исключительно за счет собственных средств, мы не привлекали внешних инвестиций, в итоге остаемся независимой и прибыльной компанией".

Как пояснил корреспонденту ComNews представитель "Сити-Мобила", у агрегатора нет ни своих машин, ни водителей - все они принадлежат партнерам или работают у них, поэтому вариант продажи компании не рассматривался.

На днях "Яндекс Go" объявил о повышении цен на такси и доставку в регионах. "Изменение связано с ростом цен на обслуживание и содержание автомобилей", - пояснили в компании. В Москве "Яндекс" пока не объявлял о повышении цен, но с уходом с рынка конкурента в лице "Сити-Мобила" такой сценарий более чем вероятен.

В "Яндексе" не ответили на вопросы, но удивились, какое отношение их тарифы имеют к данной теме.

Пресс-служба Федеральной антимонопольной службы сообщила корреспонденту ComNews: "ФАС России отмечает, что на рынке агрегаторов такси действуют игроки, занимающие доминирующее положение. При этом сам факт доминирования не является нарушением антимонопольного законодательства. Вопрос ценообразования агрегаторов такси находится в сфере внимания ведомства. Однако ФАС может вмешаться в ситуацию только в случае выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства. Например, фактов злоупотребления доминирующим положением или заключения антиконкурентных соглашений. В случае выявления повышенных тарифов ведомство проводит анализ экономической обоснованности повышения и принимает меры антимонопольного реагирования".

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что "Яндекс" вряд ли сможет полностью монополизировать российский или даже московский рынок такси, и это не является его целью. "Во-первых, не везде выгодно работать, поскольку не везде извлекается экономия масштабов. Во-вторых, следующим шагом будут беспилотные такси - это тот рынок, который интересен "Яндексу". И там, действительно, первый игрок сможет установить монополию и взимать инновационную ренту. Однако, помимо непосредственно такси, будут личный и общественный транспорт, а также каршеринг, так что конкуренции все равно не избежать", - прокомментировал аналитик.

"Существуют разные точки зрения, зачем экосистемы занялись агрегацией предложений такси. Для "Яндекса", например, это был быстрый способ нарастить выручку и ослабить зависимость финансовых результатов от российского рекламного рынка. И действительно, общая валовая стоимость поездок сервиса онлайн-заказа такси "Яндекса" в 2021 г. достигла 574 млрд руб., что на 75% больше, чем годом ранее. Есть и мнение, что агрегация такси важна для экосистем не сама по себе, а как, во-первых, способ изучения всех перемещений потребителя, и во-вторых, окно на рынок беспилотного транспорта, - рассуждает Леонид Делицын. - Впрочем, ни Google, ни Meta* агрегацией такси и доставкой пиццы не занимаются. Мировые рынки сдаются им без боя, а в случае трудной задачи у них нет проблем с привлечением средств. Агрегация такси, электронная коммерция, логистика - трудные рынки, на которые наши экосистемы идут поневоле, поскольку не могут расширяться за пределы страны. Чтобы выйти за пределы местного рынка, нужны технологии на порядок совершеннее, чем у Google или американских банков, а для создания таких технологий нет объективных условий. Тем не менее еще недавно можно было, успешно обороняя свой родной рынок, заходить в такие сегменты, как такси, - пусть и низкомаржинальные, зато большие. Очевидно, что даже в лучшие годы выручка "Сити-Мобил" от 100 млрд руб. была далека. Таким образом, на рынке складывалась структура, при которой один игрок - "Яндекс" - имел шанс доминировать, лидировать по цене и сокращать издержки. Целью такого игрока является оказание простых стандартных услуг максимально широкому кругу потребителей. Другие игроки, которые хотят остаться на рынке, должны либо решать специализированные задачи, либо обслуживать нишевых клиентов. К примеру, такими игроками являются местные таксопарки в маленьких городах. Поэтому летом 2021 г. "Сити-Мобил" сообщил, что наращивание доли рынка больше не в приоритете, а ключевым направлением становится сегмент В2В - где компания видела ускоренный рост. Если бы "Сити-Мобил" не закрылся, компаньоны могли бы разделить активы, и в результате "Сити-Мобил" превратился бы в "Сбер-такси" или VK-такси. Вполне вероятно, что компания в итоге нашла бы свою нишу и в ней укрепилась".

Аналитики "Фридом Финанса" отметили, что финансовые показатели ООО "Сити-Мобил" с 2015 г. указывают на снижение рентабельности бизнеса. "Чистая выручка каждый год снижалась. Сильное снижение показателей произошло во время пандемии в 2020 г., когда прибыль до вычета налогов и процентов (EBIT) упала почти вдове, а выручка - в 3,7 раза. За последние пять лет в сервисах агрегаторов такси, каршеринга и аренды самокатов значительно выросли издержки и амортизация, что в значительной мере повлияло на снижение чистой прибыли. А в 2020 г. на фоне локдаунов рентабельность продаж снизилась примерно в 7,5 раза относительно 2019 г., что и сделало данный бизнес убыточным. В 2021 г. оборот сервиса вырос на 17% по сравнению с 2020 г. и составил 54 млрд руб., а значит, в текущем году также должны увеличиться издержки и средства, потраченные на амортизацию. Если бы компанию не закрыли сейчас, то в текущем году ее акционерам пришлось бы увеличить инвестиции на фоне увеличения парка (издержки и амортизация) и снижения доходов. Возможно, в последующие годы, после снижения всех геополитических и экономических рисков, рентабельность бизнеса снова начала бы расти. Однако после такого резкого падения в 2020 г. на возврат рентабельности к положительным показателям должны уйти годы", - подвел итог аналитик "Фридом Финанса".

Юлия Мель­ни­кова

* Meta - организация, запрещенная на территории России.

Опубликовал: Александр Абрамов (info@ict-online.ru)

Рубрики: Финансы

Ключевые слова: веб-сервис, финансы, Сбербанк, VK (Mail.Ru Group)