Срок действия антипиратского меморандума продлен до конца октября

Антипиратский меморандум предполагает создание специального реестра ссылок с нелегальным контентом, который правообладатели передают в Роскомнадзор, а тот помогает решить конфликт во внесудебном порядке. Он был подписан 1 ноября и должен был прекратить свое действие до 1 сентября 2019 года.

По сообщениям российских СМИ, ряд российских интернет-компаний и медиа-холдингов договорились продлить действие антипиратского меморандума до 31 октября, хотя при его подписании предполагалось автоматическое прекращение его действия в случае отсутствия принятия нового антипиратского закона. Новое соглашение между участниками меморандума было достигнуто на совещании рабочей группы в Роскомнадзоре, что было отражено в итоговом протоколе.

По имеющимся сведениям, предельный срок внесения в Госдуму законопроекта, закрепляющего положения меморандума, не называется в новом соглашении.

Срок действия антипиратского меморандума продлевается уже во второй раз. В оригинальной редакции от 1 ноября 2018 года сообщалось, что действие документа автоматически прекратится до 1 сентября. На предыдущем совещании в Роскомнадзоре в конце августа была достигнута договоренность, что срок действия меморандума будет продлен до декабря 2019 года с учетом, что законопроект будет внесен на рассмотрение Госдумы до 30 сентября. Поскольку этого не произошло, то потребовалось обновить условия.

Антипиратский меморандум

Предложение о создании антипиратского меморандума впервые было высказано в мае 2018 года на ПМЭФ. Тогда необходимость появления документа связывали с созданием процедуры для разрешения конфликтов, возникающих между правообладателями и интернет-компаниями. Их взаимоотношения особенно обострились на фоне конфликта, возникшего между «Газпром-медиа» и «Яндексом» по поводу сохранения в поисковой выдаче сервиса «Яндекс.Видео» ссылок на пиратский контент, скопированный с телеканалов.

Меморандум был подписан 1 ноября 2018 года. Со стороны правообладателей его подписали ВГТРК, Первый канал и «Национальная медиа группа», СТС Медиа, холдинг «Газпром-медиа», Ассоциация «Интернет-видео», Ассоциация продюсеров кино и телевидения и другие; со стороны интернет-компаний - Rambler&Co, «Яндекс», Mail.ru Group (в том числе «Одноклассники» и «ВКонтакте») и ООО «Руформ» (Rutube).

В документе указывалось, что все поисковые системы, осуществляющие свою деятельность для территории России, обязаны по запросу правообладателей удалять ссылки на страницы с пиратским контентом в досудебном порядке. Правообладатели обязались предоставляют в Роскомнадзор список выявленных ссылок на нелегальный контент. Ведомство брало на себя обязанность ведения реестра и обещало выступать посредником на переговорах по внесудебному урегулированию конфликтов.

С самого начала меморандум рассматривался как значимым документ для саморегуляции отрасли. При этом отмечалось, что возможны и другие решения для противодействия незаконному распространению цифрового пиратства.

При подписании меморандума было заявлено, что его действие распространяется до 1 сентября 2019 года. Предполагалось, что будущий антипиратский закон будет создан на базе подписанного меморандума и будет принят к этому сроку, что позволит автоматически прекратить действие принятому соглашению.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: регулирование, Роскомнадзор, авторское право