Заблокируй это немедленно. Как блокировщики рекламы убивают доход издателей

Защита пользователя от рекламы добралась и до Samsung: компания выпустила плагин Adblock Fast для мобильного браузера смартфонов. Блокировщики ступили на поле мобильных устройств, что, безусловно, пугает глобальный рекламный рынок.

Adblock Fast, по заверениям создателей, позволит уменьшить скорость загрузки интернет-страниц примерно в два раза, поскольку именно анимированные рекламные баннеры зачастую нагружают устройство. Более того, блокировщик поможет оптимизировать расход трафика.

Ранее подобный шаг был сделан и компанией Asus , которая также интегрировала Adblock Plus в собственный мобильный браузер. Кроме этого, экс-глава Mozilla и один из создателей Firefox создал новую компанию, которая выпускает браузер Brave с уже встроенным блокировщиком. Однако здесь есть и ложка дегтя: убрав рекламу с сайта, Brave покажет собственную.

Принцип работы блокировщиков рекламных объявлений достаточно прост. Плагин имеет несколько фильтров, заточенных на поиск кода, который ответствен за подгрузку рекламы. Блокировщик не позволяет ему запуститься, тем самым предотвратив появление баннера.

Самым популярным на сегодня блокировщиком рекламы остается AdBlock. Кроме него существует и масса аналогов, среди которых Adblock Plus, созданный еще в 2006 году под началом Владимира Паланта, и Adblock Fast, который Samsung добавил расширением в свой браузер. Несмотря на схожесть в названии, за разработкой каждого из них стоят разные люди, хотя разительных отличий в функционале у них нет.

Щекотливым вопросом в работе блокировщиков остается, как ни странно, реклама. Это один из самых прибыльных видов доходов для интернет-сайтов и компаний. Корпорация Google, например, делает на контекстной рекламе львиную долю своей выручки. За последний квартал выручка холдинга Alphabet, в которую входит и Google, составила около $21 млрд, из них на доходы от рекламы приходится $19 млрд.

Показ рекламы пользователям напрямую определяет существование сайтов и компаний, поэтому ряд компаний готовы бороться с пожирающими их блокировщиками на законодательном уровне.

Медиахолдинг Axel Springer, к примеру, действительно обратился в суд Кельна с требованием запретить инструменты блокировки рекламы. Однако суд отклонил иск. Однако компаниям это далеко не на руку, поэтому им было проще договориться с блокировщиками.

Так и произошло в 2013 году, когда Google обвиняли в том, что компания платит Adblock Plus за внесение ее рекламных сообщений в «белый список». К подобной схеме, как сообщалось, прибегли и другие компании.

В череде взаимных обвинений компании и блокировщики пришли к тому, что, с одной стороны, AdBlock пошел на частичный показ «ненавязчивой» рекламы, а с другой — нуждающиеся в рекламном доходе пустились на поиски альтернативных площадок.

Однако, как утверждают сами разработчики блокировщиков, плагины главным образом призваны избавить пользователя от навязчивых баннеров, всплывающих окон и чрезмерной агрессии. Благодаря показу ненавязчивой рекламы разработчики плагина на вполне «законных» основаниях добавляли в «белый список» неанимированные рекламные объявления, содержащие лишь текстовую составляющую. В рамках партнерства с рекламодателями блокировщики получают отчисления, это и есть их основная статья дохода.

Некоторые сайты, однако, научились выявлять пользователей с блокировщиками и путем обхода все же показывать им рекламу. Другие же, заметив плагин, вежливо просят его отключить, а то и вовсе не дают зайти на ресурс с включенным блокировщиком, если сайт не добавлен в «белый список». Однако, как справедливо отмечал ранее в колонке «Газеты.Ru» операционный директор Adblock Plus Бен Уильямс, практика показывает, что подобное поведение лишь отталкивает пользователей.

Согласно данным, которые представили в августе 2015 года компания PageFair (разработчик блокирующих рекламу решений) и Adobe, за шесть лет количество пользователей, которые пользуются блокировщиками, выросло в десять раз — с около 20 млн до 200 млн. Наиболее популярными антирекламные плагины оказались среди пользователей, которые посещают сайты, посвященные играм.

Однако в исследовании также отмечается, что прирост пользователей антирекламного софта на десктопах слабеет, но набирает силу на мобильных устройствах. Таким образом, решения Samsung, Asus, Brave и других компаний попадают под общую тенденцию.

Еще одна тенденция в сфере рекламы тем временем наблюдается и в способах получения выручки от нее. Вместо того чтобы бороться за рекламодателя и нагружать страницы массивами отвлекающей рекламы, сайты онлайн-изданий теперь могут подключиться к программе Facebook под названием Instant Articles. Соцсеть решила привлечь контент изданий прямо в группы в социальной сети, а не заставлять читателя переходить по ссылке на официальный сайт. Среди участников тестовой программы были The New York Times, NBC News, Buzzfeed и другие.

Таким образом, Facebook удерживает максимальное количество пользователей на своем сайте и приобретает новых, а онлайн-издания получают часть рекламной выручки социальной сети.

Однако Facebook представил достаточно жесткие правила для участников программы. Так, соцсеть предлагает не более одного баннера для текста в 500 слов, когда как на собственных сайтах СМИ текст подобного объема сопровождают три-четыре баннера.

При этом Facebook выразил намерение работать над алгоритмом, чтобы максимально облегчить взаимодействие с изданиями и добиться монетизации для обеих сторон. На смену баннерам и их блокировщикам приходит новый способ дохода, который будет опираться на рекламную базу социальной сети.

Дмитрий Шестоперов

Рубрики: Маркетинг, Web

Ключевые слова: интернет-маркетинг