Несмелое снижение цен. Коммутируемый доступ выходит из маркетингового ступора

На прошлой неделе компания «ПетерСтар» объявила о снижении тарифов на сеансовый доступ в Интернет по мультисервисным картам. Хотя новые цены по-прежнему далеки от докризисного уровня, снижение тарифов – «первая ласточка» возвращения рынка к традиционной и привычной маркетинговой активности, которая недавно, по понятным причинам, прекратилась у всех провайдеров.

ЗАО «ПетерСтар» образовано в 1992 году. Компания специализируется на предоставлении комплексных услуг цифровой связи: телефонии, услугах скоростного доступа в Интернет и передачи данных. «ПетерСтар» обслуживает более 170 тыс. телефонных линий и 20 тыс. корпоративных клиентов. Доля компании, занимаемая на рынке бизнес-телефонии Петербурга среди альтернативных операторов, составляет 60 %. Консолидированная выручка «ПетерСтар» за 2005 год составила $91,6 млн.

Также «ПетерСтар» является одним из ведущих интернет-провайдеров Петербурга, занимая 21 % рынка интернет-услуг.На частном рынке оператор предлагает несколько видов продуктов, включая мультисервисные карты с возможностью пополнения и почасовые интернет-карты. Еще одно предложение «ПетерСтар» – карты ComSet Light, доставшиеся от поглощенного провайдера «Компьютерные сети», которые также являются пакетами часов доступа в Интернет, и телефонные карты BCL от компании «Балтик Коммюникейшнз», 100 % акций которой принадлежат «ПетерСтар». Дилерская сеть провайдера насчитывает более 2,5 тыс. точек продаж. Компания работает также на широкополосном рынке услуг доступа в Интернет для частных абонентов. Наиболее прочные позиции у «ПетерСтар» на рынке ADSL-доступа, правда, на ограниченной территории Васильевского острова. Здесь компания владеет всей телекоммуникационной инфраструктурой благодаря соглашению с городом: технология ADSL позволяет организовывать высокоскоростной доступ в Интернет как раз по телефонным проводам.

Сегодня в карточной линейке оператора представлены, помимо мультисервисных карт, интернет-карты «Час желтой собаки» четырех номиналов: 2, 4, 7 и 13 часов по цене 75, 120, 200 и 340 рублей соответственно (стоимость часа составляет от 26,15 до 37,5 рублей – чем больше общее количество часов, тем каждый их них дешевле).

Мультисервисные карты, предоставляющие возможность как выхода в Интернет, так и междугородной и международной телефонной связи, представлены в пяти видах: на 3, 5, 10, 25 и 40 единиц при стоимости единицы 32 рубля. Пользоваться доступом в Интернет по мультикарте можно различными способами: помимо традиционного сеансового доступа клиент может приобрести «виртуальные часовые пакеты». 6-часовой пакет стоит 5 единиц, или 160 рублей, 13-часовой – в 2 раза дороже, 35 «пакетных» часов обойдутся в 25 единиц, или 800 рублей, а 60 часов – в 40 единиц, или 1280 рублей. Срок действия первых двух «виртуальных пакетов» составит 2 месяца, последние два можно использовать в 2 раза дольше. «Виртуальный пакет» на 60 часов до недавнего времени был самым выгодным предложением в линейке оператора, стоимость 1 часа работы по нему составляет 21,33 рубля.

Ранее в числе способов доступа в Интернет по мультисервисным картам «ПетерСтар» была также возможность активировать тарифы, действующие в то или иное время суток без ограничения длительности сеанса, однако в настоящее время их подключение приостановлено.

Цена сеансового доступа в Интернет на мультикартах «ПетерСтара» также зависит от времени суток. Недавно временные границы в рамках снижения тарифов значительно сдвинулись.

Так, если раньше наиболее выгодное ночное время начиналось в час ночи и заканчивалось в 9 утра, то сейчас оно продлится лишь до 6 часов. Однако при этом и стоимость одного часа в этом временном интервале снизилась наиболее значительно: с 24 до 19,2 рублей (с 0,75 до 0,6 единицы). Стоимость доступа с 6 до 9 утра, в вечернее время с 18.00 до 01.00, а также весь день в выходные и праздники составляет сейчас 25,6 рубля в час, а в рабочее время – с 09.00 до 18.00 в будни – 30,4 рубля в час. Снижение тарифа на оба эти интервала составило 0,05 единицы, или 1,6 рубля. «Не могу дать сейчас развернутых комментариев, однако скажу, что тарифы мы действительно несколько понизили, проанализировав изменения за июль-август. Говорить о существенных изменениях в активности клиентов пока что не приходится, поскольку карты с новыми тарифами только что поступили в дилерскую сеть и надо какое-то время подождать обратной реакции от наших пользователей», – сообщил начальник службы маркетинга компании «ПетерСтар» Вячеслав Сазонов.

Другие игроки рынка неоднозначно оценивают инициативу «ПетерСтар». «Снижение тарифов незначительно и, скорее всего, направлено на поддержание лояльности постоянных пользователей компании. Мы на сегодняшний день планируем продвигать интернет-доступ по своим текущим тарифам, которые являются довольно выгодными и привлекательными на фоне других предложений на рынке коммутируемого доступа», – отметила менеджер по маркетингу «Зебра Телеком СПБ» Жанна Полянина (напомним, что самую выгодную стоимость часа эта компания предлагает пользователям тарифа «Полный безлимитный 7»: при круглосуточном использовании Интернета в течение недели клиент заплатит лишь $0,21 в час; базовый тариф составляет в зависимости от времени суток от $0,65 до $0,9 в час).

«Возможностей для существенного снижения тарифов у операторов сейчас нет, все работают с минимально возможной наценкой, поэтому не стоит ожидать резких витков снижения цен. Возможны незначительное выравнивание тарифов по среднерыночным и «игра» со стоимостью часа по времени суток для распределения нагрузки на технические ресурсы. Снижения цен на dial-up мы пока что не планируем, т.к. наши тарифы вписываются в текущую конъюнктуру рынка: средняя стоимость часа по нашим интернет-картам составляет 25,28 руб., минимальная – 24,17 руб.», – сказала руководитель отдела маркетинга и рекламы компании «ЛАНК Телеком» Екатерина Дементей.

«В компании «Вэб Плас» до этого лета было два вида интернет-конвертов: с заранее определенным количеством часов доступа в любое время суток и позволяющие выходить в Интернет в определенный период суток (например, ночью), но без ограничения количества часов в течение срока действия конверта. В связи с повышением цен нам пришлось отказаться от продажи второго вида конвертов: услуга в таком виде стала неприбыльной. Сейчас в наших сбытовых сетях присутствуют конверты номиналом 1, 3, 5, 20 и 100 часов. С повышением цен спрос на эти конверты не понизился значительно, поскольку сценарий их потребления не изменился: их обычно приобретают клиенты, которые точно знают, сколько времени проводят в сети. Основное падение трафика потребителей интернет-конвертов произошло как раз из-за отказа от продажи конвертов с неограниченным количеством часов, но ограниченным периодом действия. У нас никогда не было продукта, аналогичного тому, что предлагает «ПетерСтар» – с разной ценой доступа в зависимости от времени суток, поэтому их шаг оценивать сложно. Однако на рынке случайностей не бывает. Думаю, после повышения тарифов провайдеры очень заинтересованы в поиске возможностей для снижения цен на свои услуги, т.к. стоимость услуги на этом рынке во многом является определяющей», – резюмирует руководитель службы рекламы и PR компании «Вэб Плас» Светлана Берегулина.

Напомним, что недавно петербургский рынок коммутируемого доступа в Интернет пережил кризис, возникший после введения основным владельцем телефонных ресурсов – ОАО «Северо-Западный Телеком» (СЗТ) – платы за звонок на модемный пул для интернет-провайдеров, которая увеличила стоимость конечной услуги для абонентов. С 1 июля СЗТ ввела порядок расчетов с присоединенными провайдерами, согласно которому плата за минуту звонка на их модемные пулы из ее сети составила 18 копеек (см. выпуск новостей от 13 июня 2006 г.). Такая схема связана с вступлением в силу новых правил взаиморасчетов между телефонными операторами.

Следствием сложившейся ситуации стало неминуемое повышение расценок на услугу коммутируемого доступа со стороны интернет-провайдеров. На данный момент уже все операторы Петербурга предлагают пользователям новые тарифы. Летом же у пользователей коммутируемого доступа был более широкий выбор, и при отслеживании ситуации на рынке можно было еще найти «старые», более выгодные тарифы. Это было связано с тем, что повышение стоимости доступа во Всемирную паутину в целом по рынку прошло не одновременно, а растянулось на два месяца. Так, ряд операторов объявил об изменении своих предложений еще до фактического начала действия системы расчетов и до окончательной установки стоимости минуты звонка со стороны СЗТ. Например, в первых рядах оказались «Вэб Плас», «ПетерСтар», «Петерлинк» и «РКом» (см. выпуск новостей от 4 июля 2006 г.). Также в июле тарифы изменили «Матрикс Сетевые Решения» и «Сити ОнЛайн». Большинство же операторов пошли «на повышение» в начале августа, уже после установления окончательных ставок со стороны СЗТ. Среди них – «ЛАНК Телеком», «ВестКолл», «Комлинк», «Мастер Ай-Ти» (торговая марка «Мастер Связь») (см. выпуск новостей от 26 июля 2006 г.). Одними из последних с подобными инициативами выступили провайдеры «Голден Телеком», предоставляющий доступ в Интернет под торговой маркой «РОЛ», «Зебра Телеком» и «Метроком», в частности, у последнего в полной мере изменения в тарифах стали действовать с 1 сентября. Однако к концу первого осеннего месяца большинство игроков рынка отчитались о возвращении к нормальному режиму работы (см. выпуск новостей от 25 сентября 2006 г.).

Автор: Анна Прохорова.

Тематики: Фиксированная связь, Интернет, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: