МКС хочет пересчитать телезрителей

Некоммерческое партнерство "Медиа-Коммуникационый союз" (НП "МКС") предлагает наложить на операторов связи новую обязанность – регулярно отчитываться о количестве подписчиков ТВ-услуг. В МКС утверждают, что компании занижают количество абонентов, чтобы меньше платить правообладателям. В пятницу союз намеревался проводить совещание по этому вопросу, но сообщить его результаты представители организации отказались. Мнение игроков рынка разделились – одни инициативу поддерживают, другие считают ее избыточной.

Операторы связи, которые оказывают ТВ-услуги, скрывают истинное число абонентов, считают в Медиа-Коммуникационном союзе. Конкуренция на рынке высокая, компании стараются представить своим клиентам наиболее широкий выбор контента, но за него нужно платить правообладателям. А чем меньше подписчиков, тем меньше отчисления. МКС предлагает на законодательном уровне обязать операторов отчитываться обо всех своих пользователях, а нарушителей наказывать вплоть до отзыва лицензии.

Как сообщала "Российская газета", в минувшую пятницу должно было состояться заседание, на котором планировалось обсудить эту инициативу. Представители МКС, в ответ на запрос ComNews, эту информацию не подтвердили и не опровергли. Результаты обсуждения, если оно состоялось, исполнительный директор МКС Максим Апасов сообщить отказался.

Инициатива МКС актуальна только в отношении небольших кабельных операторов, доля которых на рынке незначительна, считает директор по маркетингу ООО "Орион Экспресс" Дмитрий Жичин. По его словам, занижение количества ТВ-подписчиков во многом провоцируют сами телевещатели – они устанавливают тарифы, которые существенно разнятся в зависимости от объемов базы операторов. "Крупные игроки, напротив, заинтересованы в максимально прозрачной оценке объемов абонентских баз и демонстрации активного роста своего портфеля, так как это увеличивает капитализацию компании. Лидеры рынка и так регулярно предоставляют сведения о своей абонентской базе в ответ на запросы контролирующих органов, эти данные соответствуют публичной информации о количестве абонентов", - сообщил Дмитрий Жичин.

Порядок в этом сегменте наводить действительно нужно, считает заместитель директора по контентной политике ПАО "Ростелеком" Олеся Коновалова. "Для всех игроков рынка должны быть единые правила игры. Как это сделать, каким образом, какими инструментами – предмет обсуждения и предложений экспертов МКС", - сказала она.

Некорректная отчетность операторов пагубно отражается на рынке платного телевидения и искажает реальное положение дел, считают в "Ростелекоме". Какие конкретно компании занижают масштаб своего бизнеса Олеся Коновалова не сообщила. По ее словам, в первую очередь, это региональные операторы. "Доподлинно известно, что многие операторы, имея базы в несколько десятков тысяч абонентов, указывают в отчетности сильно заниженное их количество. В результате они платят только минимальные лицензионные платежи, существенно занижая себестоимость услуги и улучшая показатели своего бизнеса", - заявила она. По словам представителя "Ростелекома", потери несут, в первую очередь, поставщики контента. Кроме того, получается, что у добросовестных операторов удельные затраты более высокие, чем у недобросовестных. От этого проигрывает и рынок, и государство, недополучающее налоги.

"Если верить телеканалам, такая проблема есть, но это лукавство, это элемент конкурентной борьбы крупных операторов с более мелкими, - утверждает вице-президент Ассоциации кабельного телевидения России (АКТР) Михаил Силин. - Проблема в том, что телеканалы дают различным операторам разные условия по отчислениям. Если партнер крупный - отчисления более низкие. Если правообладатели считают, что их обманывают – они завышают лицензионные ставки и требуют гарантий".

Сделать рынок прозрачным – тренд правильный, но как это сделать технически, не очень понятно, утверждает Михаил Силин. Что-то решать нужно, но мер, предложенных МКС недостаточно. "Мы считаем, что необходимо обязать вещателей давать одинаковые условия для всего рынка. Скидки могут быть, но они не должны отличаться в 10 раз, как происходит сейчас. И второе - нужно сделать так, чтобы не было возможности "душить" мелких игроков рынка", - сказал вице-президент АКТР.

Договор между правообладателем и оператором связи на трансляцию контента может заключаться на разных условиях, отчисления могут быть как фиксированными, так и зависеть от количества абонентов, уточнил руководитель пресс-службы ГК "Акадо" Денис Рычка. По его словам, компании и так на регулярной основе отправляют сведения об абонентской базе в Россвязь и Минкомсвязи. "Инициатива МКС нам кажется избыточной и налагает излишние обязательства на операторов связи", - сказал представитель "Акадо".

С Минкомсвязи Медиа-Коммуникационый союз свою инициативу не обсуждал, сообщил ComNews заместитель главы Минкомсвязи Алексей Волин. "Мы не видим в ней особого смысла", - добавил он. Представитель министерства также отметил, что основу вещания составляют каналы первого и второго мультиплекса, которые идут по модели must carry (обязательны к вещанию) и вообще ничем не облагаются.

Виталий Акимов

Тематики: Фиксированная связь

Ключевые слова: кабельное телевидение, спутниковое телевидение