Сектор банковских MVNO показал рост

Вы­руч­ка рос­сий­ских вир­туаль­ных со­товых опе­рато­ров (MVNO), при­над­ле­жащих бан­кам, в 2022 г. уве­личи­лась на 38% и пре­выси­ла 8,7 млрд руб. (про­тив 6,3 млрд руб. в 2021 г.). Ос­нов­ной вклад в со­вокуп­ные по­каза­тели бан­ков­ских MVNO внес "Тинь­кофф Мо­байл". Но круп­ней­ши­ми иг­ро­ками на этом рын­ке ос­тают­ся не­бан­ков­ские вир­туаль­ные опе­рато­ры мо­биль­ной свя­зи.

Лидером по выручке среди банковских MVNO в России в 2022 г. стало ООО "Тинькофф Мобайл": его выручка составила 5,7 млрд руб., тогда как в 2021 г. этот показатель недотягивал до 3,5 млрд руб. Иными словами, "Тинькофф Мобайл" показал рост годовой выручки на 62,5%. В прошедшем году этот оператор зафиксировал прибыль в размере 102,4 млн руб., тогда как в 2021 г. показал убыток в 197,6 млн руб. (то есть рост по этому показателю составил 512%). "Для "Тинькофф Мобайла" 2022 г. прошел положительно: мы показали кратный рост, достигли запланированного показателя прибыльности. В новом году планируем масштабное расширение географии присутствия в 17 регионах России и ожидаем еще больший рост", - прокомментировал итоги года генеральный директор ООО "Тинькофф Мобайл" Виталий Бриедис.

Еще один банковский виртуальны сотовый оператор - "СберМобайл" (ООО "Сбербанк-Телеком") в 2022 г. сохранил выручку на уровне предыдущего года - около 2,5 млрд руб. (рост год к году составил всего 1,2%). При этом "СберМобайл" на 71% "уронил" чистую прибыль: со 107,8 млн руб. в 2021 г. до 31,4 млн руб. в 2022 г.

Значительно вырос в 2022 г. "Газпромбанк Мобайл" (ООО "Новые мобильные коммуникации"). Выручка этой компании взлетела на 766%: с 32,5 млн руб. в 2021 г. до 281,9 млн руб. По всей видимости, это обусловлено эффектом низкой базы - "Газпромбанк Мобайл" стартовал в 2020 г., позже всех прямых конкурентов. В то же время в 2022 г. компания увеличила убытки: ее чистый убыток в прошлом году достиг 396,7 млн руб., по сравнению со 165,4 млн руб. "минуса" в 2021 г.

Единственным банковским MVNO, который сократил выручку, оказался "ВТБ Мобайл". В 2022 г. он заработал 230,9 млн руб., что на 14,3% меньше, чем в 2021 г. Таким образом, ООО "ВТБ Мобайл" уступило в 2022 г. по выручке даже "Газпромбанк Мобайлу". Одновременно "ВТБ Мобайл" нарастил и чистый убыток - на рекордные 404%: с 12,4 млн руб. в 2021 г. до 62,7 млн руб. в истекшем году.

Если выделить четверку банковских MVNO в отдельный сегмент, то доли рынка по выручке в 2022 г. среди ее участников распределились так: "Тинькофф Мобайл" - 65,1% рынка, "СберМобайл" - 29%, "Газпромбанк Мобайл" - 3,2% и "ВТБ Мобайл" - 2,6%.

Минимальные пакетные тарифы у банковских MVNO выглядят так. У "Тинькофф Мобайла" тарифный план "Только нужное" обходится в 299 руб. в месяц (199 руб. с картой Тинькофф Банка) - за это пользователь получает 5 Гб интернета и 200 минут звонков. Стартовый тариф "СберМобайла" стоит 480 руб. в месяц - за это абонент получает 15 Гб интернета и 500 минут звонков. "Газпромбанк Мобайл" предлагает тариф за 200 руб. в месяц - в него включены 5 Гб интернета, 400 минут звонков и 50 СМС. Линейка предложений "ВТБ Мобайл" начинается с тарифа за 250 руб. в месяц, в который включены 3 Гб интернета, 200 минут звонков и 50 СМС.

Крупнейшие MVNO

В целом крупнейшими виртуальными сотовыми операторами в РФ остаются квази-MVNO - структуры, аффилированные с сетевыми сотовыми компаниями: Yota (ООО "Скартел") - "дочка" "МегаФона", МГТС - "дочка" МТС и "Ростелеком" - материнская компания для "Tele2 Россия" (ООО "Т2 Мобайл").

"Больших изменений в расстановке сил на российском рынке MVNO не произошло, лидером с большим отрывом остается Yota. Среди лидеров также "Ростелеком" и МГТС", - прокомментировал ситуацию на рынке Константин Анкилов, управляющий партнер "ТМТ Консалтинга".

Выручка Yota (ООО "Скартел") в прошлом году составила 39,5 млрд руб. против 36,8 млрд руб. в 2021 г. Однако в 2022 г. Yota ушла в убыток в размере 19 млрд руб., хотя в 2021 г. была прибыльной (ее чистая прибыль тогда достигала 5,5 млрд руб.).

Федеральная налоговая служба пока не опубликовала отчетность ПАО "Ростелеком" за 2022 г. (возможно, как госкомпании, чтобы сократить вероятность санкций зарубежных стран), хотя "Ростелеком" никогда не выделял в ней выручку от деятельности в роли MVNO. Представитель пресс-службы "Ростелекома" также отказался предоставить ComNews данные по выручке в сегменте MVNO и количеству обслуживаемых сотовых абонентов, но дал комментарий об итогах 2022 г. "За последний год "Ростелекому" удалось реализовать множество комплексных проектов MVNO для B2B/B2G, в которых мобильная связь была важной составляющей сервиса. Мы существенно приросли с точки зрения количества выигранных тендеров среди крупных заказчиков, усилили позиции в конвергентных сервисах на рынке B2C. Кроме того, мобильная связь от "Ростелекома" позволила обеспечить сотовое покрытие для населенных пунктов с количеством жителей от 100 до 500 человек, где не предоставлялись до этого услуги сотовой связи (проект "Устранение цифрового неравенства 2.0" - прим. ComNews)", - заявил представитель пресс-службы "Ростелекома".

Представитель МГТС отказался от комментариев.

Тарифы у крупнейших MVNO в России таковы. У Yota есть готовый тариф, который за 700 руб. в месяц включает 35 Гб интернета и 350 минут звонков (если замедлить интернет до 5 Мбит/с, то стоимость составит 399 руб.). Остальные тарифы Yota сборные. К примеру, 5 Гб интернета и 200 минут звонков обойдутся в 360 руб. в месяц (305 руб. при оптимизированной скорости). У "Ростелекома" в пакет "Технологии выгоды. Лучший старт" входит 50 Гб интернета, 1200 минут звонков и 500 СМС, а также интерактивное ТВ и онлайн-кинотеатр Wink. Тарифный план предполагает платеж 990 руб. в месяц для жителей Москвы и 750 руб. для Петербурга.

"2022 г. для виртуальных сотовых операторов в России был успешным, MVNO росли быстрее. В 2023 г. можно ожидать опережающего роста в этом сегменте", - прогнозирует Константин Анкилов из "ТМТ Консалтинга".

Ан­на Шве­цова

 

 

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: сотовые операторы, MVNO