Полномочия по контролю сайтов имеют Роскомнадзор, Роспотребнадзор и ФАС.
Чтобы избежать штрафов и других санкций, администраторам сайтов следует регулярно следить за содержанием публикуемых материалов, обновлять их и быть в курсе актуальных поправок в законодательстве.
На сегодняшний день выделяется три приоритетных направления контроля.
Первое, за чем пристально следят соответствующие органы, – использование конфиденциальной информации. На сайте должен быть раздел, посвященный политике конфиденциальности, с чекбоксом, через который посетители выражают свое согласие с описанными положениями.
Второе направление контроля – cookie и трекеры. Пользователь, зайдя на сайт, должен сразу же получить информацию о целях сбора cookie и возможность выбора предоставления или не предоставления сайту такого права.
Проверка содержания сайта и рекламы также является одним из приоритетных направлений контроля. Посетитель должен быть проинформирован, если просматриваемый им контент является рекламой.
Для этой цели используется специальная маркировка.
Что касается содержания, то под запрет попадает реклама таких товаров и услуг, как алкогольные напитки, сигареты и другие табачные (и содержащие никотин) изделия, наркотические вещества, услуги без лицензии в области медицины, услуги игорного бизнеса. Согласно закону, вступившему в силу в сентябре 2025 года, VPN-сервисы тоже являются услугой, которую нельзя продвигать на сайтах.
Содержание ресурса обязательно должно соответствовать заявленным возрастным ограничениям, не содержать ненормативной лексики, призывов к противоправным действиям. К тому же, во избежание штрафов и блокировок, администраторам сайтов следует избегать публикации недостоверной информации.
В настоящее время можно наблюдать повышение штрафов за несоответствие сайтов этим требованиям. Приведем несколько примеров.
При выявлении обработки данных пользователей без их согласия, владельцу сайта придется заплатить от 150–500 тыс. руб.
В случае несанкционированного распространения личной информации о посетителях штраф может достигать 15 млн рублей. Если подобная информация была сообщена жителям других стран, сумма материальной ответственности составит до 1 млн рублей. Наличие рекламы без обязательной маркировки карается штрафом до полумиллиона рублей. От 2 до 500 тыс. руб. придется заплатить собственнику сетевого ресурса с рекламой товаров и услуг из списка запрещенных и 50–500 тыс. руб., если рекламируется средство обхода блокировок сайтов (VPN). Присутствие в контенте ненормативной лексики повлечет штраф от 1 тыс. руб. до миллиона рублей. Призывы к экстремизму могут повлечь за собой как уголовную ответственность (тюремный срок до 5 лет), так и административную — штраф до 300 тыс. руб.
Не менее строгие санкции предусмотрены за оскорбительные высказывания в адрес Вооружённых Сил Российской Федерации – до 1 млн рублей, а в случае повторного правонарушения – до 5 лет лишения свободы.
Администрация должна обеспечить соответствие интернет-ресурса всем нормам, касающимся технической стороны и содержания. Перечислим некоторые из актуальных требований.
В разделе с контактной информацией следует указывать наиболее полные и точные реквизиты собственника сайта.
Неприемлема публикация политики конфиденциальности, не отражающей реальное положение дел по сбору персональных данных. Пользователю должна быть предоставлена возможность активно выразить своё согласие или несогласие с политикой конфиденциальности.
Для хранения личных данных лиц, проживающих на территории Российской Федерации, необходимо создавать серверы, находящиеся исключительно в нашей стране. Строго запрещена публикация материалов, противоречащих законам РФ.
В 2025 году, путём введения новых мер контроля и усовершенствования системы штрафов, владельцы сайтов были призваны более ответственно относиться к контенту и рекламе. Для автоматизации процесса отслеживания информации на ресурсах эксперты рекомендуют использовать специальное ПО. Примером такого инструмента может стать продукт «Л7.Мониторинг». Данный сервис постоянно проверяет веб-страницы на предмет запрещённых или опасных текстов.
Теперь, чтобы избежать штрафов и блокировок, необходимо тщательно проверять содержание публикуемых материалов, а также серьёзно подходить к разработке политики конфиденциальности, не только уведомляя пользователей о всех нюансах сбора личных данных, но и давая им возможность активно выражать согласие.