Запад уехал, клауды остались. Российские облачные провайдеры начинают взвинчивать цены

Одним из преимуществ облачных сервисов для бизнеса, по сравнению с on premise решениями, провайдеры облаков называли их стоимость. Платить только за потребляемые мощности и выбранное ПО в облаке многим организациям действительно было выгоднее, чем приобретать и поддерживать собственную инфраструктуру – оборудование и софт. После того, как российские поставщики облачных сервисов на фоне ухода с рынка зарубежных конкурентов поднимут ценник более, чем наполовину, этот тезис, вероятно, окажется не таким актуальным. Yandex.Cloud уже предупредил о повышении цен на свои сервисы в рублях и тенге. Впрочем, у облаков есть и другие плюсы, которые никуда не исчезли.

Неделю назад ICT-Online.ru уже писал о том, что некоторые российские хостинг-провайдеры начали поднимать стоимость своих услуг. У многих владельцев ЦОД дело не ограничилось хостингом: например, повышение стоимости сервисов Selectel ожидается до 60%.

Сейчас проблема распространилась на всех участников рынка облаков, в том числе SaaS и PaaS. Так, 21 марта Yandex.Cloud на своем сайте объявил о повышении стоимости большинства своих сервисов в среднем на 40-50%. Самые небольшие изменения прайса (5-10%) коснутся инструментов обработки текста и голоса – как Translate и SpeechKit. Более серьезные профессиональные сервисы, как Compute Cloud, Cloud DNS, Managed Service for Kubernetes, Managed Service for MySQL – станут дороже на 33-60%. 11 марта Yandex.Cloud уже предупреждал о том, что вслед за Microsoft, которая повышает цены на свои продукты и сервисы в рублях, провайдеру придется на 60% повысить стоимость лицензионных составляющих своих сервисов и образов, созданных на базе продуктов Microsoft. Yandex.Cloud уточняет, что стоимость повысится в рублях и тенге (в Казахстане), а в долларах останется без изменений. Однако это практически не решает проблему, поскольку подавляющее большинство контрактов компании с коммерческими заказчиками в России заключены именно в рублях.

По данным СМИ, уже поднял цены провайдер DataFort. Большинство облачных провайдеров из ТОП-10 (SberCloud, «Крок. Облачные сервисы», Cloud MTS, «Ростелеком-ЦОД») пока предпочитают говорить об изменении ценовой политики осторожно – они либо присматриваются к ситуации, либо пока ограничиваются косвенными мерами сдерживания цен (например, уменьшают количество скидок), либо воздерживаются от комментариев.

Вероятно, на фоне уже начавшегося перерасчета цен некоторыми игроками в этот процесс так или иначе включатся все участники рынка. Факторов, на которые они могут ссылаться в качестве причин роста цен, достаточно: увеличение нагрузки ввиду ухода с рынка зарубежных конкурентов, финансовый кризис и колебания курса валют, санкции, сбои и ограничения в поставках нового серверного оборудования, стоимость западных лицензий и систем хранения.

Согласно отчету IDS, в 2020 году российский рынок публичных облаков вырос на 29,9% по сравнению с 2019 годом (до 1,21 млрд долларов), а его среднегодовой темп роста до 2025 года оценивался в 20,4%. iKS-Consulting оценивал объем российского рынка облаков в 130 млрд рублей в 2021 году. Для российских владельцев ЦОД облачные сервисы были и остаются существенной точкой роста. Например, в 2020 году облачное направление компании «Ростелеком» выросло вдвое по сравнению с 2019 годом. Linxdatacenter уже в 2022 году объявил, что его облачное направление выросло на 20%. Выручка того же Yandex.Cloud, согласно отчету компании, за 2021 год выросла втрое.

Сейчас российские облака стали крайне актуальны для внутренних заказчиков. ICT-Online.ru писал о том, что из-за ухода из страны ведущих зарубежных облачных провайдеров (Amazon Web Services, Google Cloud, Microsoft Azure) в феврале-марте российские компании начали массово переходить на отечественные облачные сервисы. Более того, в связи с затруднениями в поставках зарубежного серверного оборудования крупным компаниям приходится арендовать большие мощности для реализации запланированных проектов цифровой трансформации, а также шире использовать возможности SaaS и PaaS. Поэтому рост стоимости облачных сервисов и услуг хранения данных для многих обернется существенными дополнительными издержками.

«Несмотря на то, что у облачных провайдеров действительно много объективных причин для повышения стоимости услуг, на мой взгляд, в их действиях есть и элементы манипуляции. Сейчас провайдеры фактически получили весь российский рынок – это огромный прирост числа заказчиков, доход от которых может хотя бы частично нивелировать повышающиеся издержки. Вероятно, тот из российских провайдеров, кто поведет себя сейчас наиболее честно по отношению к клиентам, чуть больше потеряет в кризис, но в перспективе окажется в выигрыше», – считает аналитик ICT-Online.ru Андрей Блинов.

Автор: Елизавета Клейн.

Тематики: Интеграция

Ключевые слова: облачные услуги