"Яндекс" раскупили

Компания "Яндекс" завершила SPO, в рамках которого акционеры реализовали 8% акций на общую сумму $607 млн. Также 2,5 млн акций банки-организаторы - Morgan Stanley & Co. International plc, Deutsche Bank Securities Inc. и Goldman, Sachs & Co - докупили в рамках опциона на доразмещение акций эмитента (greenshoe) по цене $22,75 за одну штуку.

Об этом говорится в сообщении "Яндекса". BC&B Holdings (структура Baring Vostok) продал 20 млн бумаг на $455 млн, Belka Holdings Ltd., аффилированная с основателем и главой "Яндекса" Аркадием Воложем, - 5 млн 655 тыс. 386 акций на $129 млн, Emerald Trust - 800 тыс. бумаг на $18,2 млн, технический директор интернет-компании Илья Сегалович - 22,4 тыс. акций на $5,09 млн. Компания денег от размещения не получила.

Андеррайтерами SPO выступили Morgan Stanley, Deutsche Bank и Goldman Sachs. Банки в рамках greenshoe выкупили у компании и ее акционеров 2 млн 425 тыс. 399 акций по цене $22,75 за обыкновенную акцию класса "А". Комиссия андеррайтеров составила $15,2 млн.

По мнению аналитика "Инвесткафе" Ильи Раченкова, исполнение опциона на переподписку - однозначный признак того, что вторичное размещение прошло успешно. "Однако это, в принципе, было вполне ожидаемо: компания предложила довольно существенную премию к рыночной и справедливой цене", - отметил Илья Раченков.

Таким образом уставный капитал после SPO и реализации greenshoe состоит из 232 млн 628 тыс. 771 акций класса "А" и 96 млн 23 тыс. 902 акций "В" (акции класса "А" обладают одним голосом и их можно свободно продавать и покупать, класса "В" - 10 голосами, но они не предназначены для свободной продажи). Доля Аркадия Воложа в капитале "Яндекса" составила 10,48%, голосующий пакет - 28,9%. Baring Vostok владеет 9,9% уставного капитала "Яндекса" и 27,29% голосов. Илья Сегаловичу принадлежит 2,5% капитала и 6,87% голосов.

"Акционеры удачно продали бумаги, и таким образом SPO прошло более чем успешно. При этом специфика устава "Яндекса", подразумевающая два типа акций с разным количеством голосов, позволила группе крупнейших акционеров сохранить контроль над компанией, - рассуждает в беседе с ComNews Илья Раченков. - Краткосрочно для рынка SPO можно расценить как негативное событие из-за дисконта к рыночной цене, однако долгосрочно это повышает величину free-float и ликвидность акций, кроме того, способствовать росту стоимости должен обратный выкуп акций".

Программа по обратному выкупу (buy back) 12 млн акций класса "А", что составляет около 3,6% акций интернет-компании, стартует сразу после проведения SPO, и, как указывается в сообщении "Яндекса", действие этой программы продлится как минимум до ноября этого года и может быть продлено до марта 2014 г.

"Размещение состоялось по цене, которую мы и ожидали (дисконт к рынку 9%), спрос на бумаги "Яндекса" был хороший", - говорит аналитик БКС Банка Анна Курбатова.

"Сложно назвать итоги хорошими, учитывая то, что компания не привлекла средства в ходе IPO и понесла дополнительные расходы на услуги андеррайтеров, - в свою очередь в беседе с ComNews отметила аналитик Rye, Man & Gor securities (RMG) Ксения Арутюнова. - Итоги размещения смешанные. С одной стороны, основные акционеры сократили свои доли – и это, конечно, всегда воспринимается рынком негативно. С другой стороны, компании удалось быстро найти спрос со стороны инвесторов на 8,1% долю (c учетом опционов greenshoe, 7,4% - без), что говорит об интересе к акциям "Яндекса". Правда, размещение прошло с небольшим дисконтом к рыночным котировкам, как и в случае с Mail.Ru. Однако Mail.Ru, в отличие от "Яндекса", ограничевшегося программой выкупа 3,7% акций, предложил акционерам специальные дивиденды. Мы ожидали, что, с учетом этих факторов, цена размещения будет ниже $22,75".

По словам аналитика фонда "Финам Глобал" Нелли Матвеевой, акции "Яндекса", хотя немного и просели, все же стоят больше, чем в конце декабря. "Таким образом, SPO прошло без травматических последствий для компании. По крайней мере, резкого значительного падения, как в случае с Mail.Ru, не наблюдается. Возможно, сообщение о предстоящем выкупе акций самим "Яндексом" сняло часть опасений инвесторов. Безусловно, было бы совсем замечательно, если бы акции стоили дороже, чем в момент IPO, но обстановка на рынке не располагает к быстрому росту", - резюмировала в разговоре с репортером ComNews Нелли Матвеева.

Первичное размещение (IPO) голландская Yandex N.V. (головная компания российского ООО "Яндекс") провела в мае 2011 г., разместив на бирже NASDAQ 17,6% акций. Компания повысила начальную цену с $22 до $25 и привлекла $1,3 млрд. Размещение "Яндекса" стало крупнейшим на тот момент интернет-IPO после Google. Российская компания была оценена более чем в $8 млрд, а ее глава и основатель Аркадий Волож заработал на IPO $101 млн. Сама компания продала 15,4 млн акций, что позволило ей привлечь $385 млн. Остальные 36,7 млн размещенных акций принадлежат акционерам Yandex, которые смогли заработать $919 млн.

Андрей Федосеев

Тематики: Финансы

Ключевые слова: Яндекс