Мобильный телефон стал проездным билетом. Пока что только для абонентов «МегаФон»

Вчера, 5 октября, компания «МегаФон» запустила в коммерческую эксплуатацию долгожданную услугу бесконтактной оплаты проезда в петербургском муниципальном транспорте с помощью мобильного телефона. Также оператор объявил о старте сервиса пополнения электронного проездного билета «Подорожник» SMS-сообщением.

Оператор «МегаФон» совместно с Комитетом по транспорту Санкт-Петербурга провел пресс-конференцию, в ходе которой сообщил несколько интересных новостей. Во-первых, единый электронный проездной билет «Подорожник» абоненты «МегаФона» теперь могут пополнить обычным SMS-сообщением. Таким образом, «МегаФон» стал первым в России оператором, запустившим услугу транспортных платежей через SMS-сообщения. Напомним, что «Подорожник» – проект Комитета по транспорту Петербурга и СПб ГУ «Организатор перевозок», запущенный 6 января 2011 года (подробнее о презентации проездного билета см. новость раздела NFC от 22 декабря 2010 года). Преимуществом проездного является его длительный срок действия (три года с момента приобретения) и возможность пользователя самостоятельно выбирать вносимую на счет сумму. Теперь для пополнения счета билета можно не обращаться в кассу –  достаточно отправить SMS или USSD-запрос и активизировать платеж, приложив проездную карту к специальному визуализатору в любом вестибюле метрополитена. В рамках этого проекта на всех станциях метро было модернизировано более 60 визуализаторов. Поскольку карта «Подорожник» рассчитана на все виды петербургского муниципального транспорта, в ближайшее время дополнительные устройства будут установлены и в других общественных местах. По словам председателя Комитета по транспорту Станислава Попова, в 2012 году планируется поставить 200 визуализаторов в отдаленных районах города и какое-то количество (пока не решено, сколько) в наземном транспорте. В среднем одно устройство, установленное в автобусе, обойдется бюджету в 15 тыс. рублей. Также в планах комитета, добавил г-н Попов, и дальше упрощать услугу оплаты проезда, реализовав, к примеру, возможность пополнять счет электронного проездного через Интернет. Кроме того, в следующем году планируется подключить к проекту и частный транспорт – петербургское маршрутное такси.  

 

Единый электронный проездной билет «Подорожник»

 

Вторая – по счету, но не по значимости – новость от «МегаФона» более глобальна. Вчера впервые в Петербурге запущена в коммерческую эксплуатацию долгожданная NFC-услуга бесконтактной оплаты общественного транспорта с помощью мобильного телефона (напомним, что технология NFC позволяет бесконтактно производить обмен информацией между устройствами, находящимися на расстоянии около десяти сантиметров друг от друга). Иными словами, теперь  абонент «МегаФона» может поднести мобильник к валидатору терминала и автоматически  оплатить проезд в метро (автобусе, троллейбусе, трамвае). Для того чтобы иметь такую возможность, нужно приобрести специальный NFC-чип – «МегаЧип», реализованный в виде наклейки на заднюю стенку  телефона. «МегаЧип» является электронным носителем, аналогом единого проездного билета «Подорожник». Стоимость его составляет 150 рублей. Абонентской платы у услуги нет, однако комиссия при пополнении этого проездного билета составляет 2 %. А комиссия при пополнении обычной карты «Подорожник» SMS-сообщением составляет 5 %. Уже сегодня «МегаЧип» можно купить во флагманском салоне «МегаФон» в Петербурге.

 

Новый сервис представили директор Северо-Западного филиала «МегаФон»
Денис Малышев и председатель Комитета по транспорту Станислав Попов

 

Интересно, что сервис оплаты транспорта с помощью мобильного телефона уже давно будоражит умы информационно-подкованных абонентов, поскольку все операторы связи постепенно запускают те или иные NFC-проекты. Другое дело, что в коммерческую эксплуатацию в Петербурге «МегаФон» вышел первым. Напомним, что недавно «Билайн» совместно с компанией «Амбик Тэк СПб» успешно завершил собственный пилотный проект подобного рода, и в ближайшее время в свою очередь собирается дать ему коммерческий старт. МТС тоже не остается в стороне: сегодня, комментирует пресс-служба оператора, он ведет консультации с кураторами проекта «Подорожник» и до конца года планирует реализовать возможность пополнения этого проездного через свой сервис «Легкий платеж», также напрямую с мобильного телефона. В общем, к новогодним праздникам наш общественный транспорт будут «делить» уже все игроки «большой тройки». По словам Станислава Попова, Комитет по транспорту открыт для сотрудничества со всеми компаниями, предоставляющими технологии, и дает им равные возможности для реализации своих проектов.

К сожалению, пока что электронные проездные билеты неудобно использовать категориям граждан, имеющим право на льготный проезд. В будущем этот социальный нюанс должен быть исправлен. «Это вопрос тарифной политики и нашей готовности на процедуру замены проездных, – комментирует Станислав Попов. – Сегодня льготные категории граждан покупают в кассах льготные проездные. В принципе, для них можно будет сделать льготный электронный проездной билет. Думаю, через несколько лет все уже будет реализовано». Впрочем, уже сегодня пополнений карты «Подорожник» более 50 тыс.

«Телефон давно перестал быть только средством связи, – резюмирует директор Северо-Западного филиала «МегаФон» Денис Малышев, – теперь это многофункциональное устройство. Ввод данной услуги в коммерческую эксплуатацию – серьезный этап эволюции телекоммуникаций. Символично, что впервые в России возможность оплачивать городской транспорт с помощью телефона получили жители нашего города. Ведь и первое SMS-сообщение, и первый видеозвонок, и первый звонок в метро – все это состоялось в нашем городе».

Автор: Арина Буковская.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Оборудование, ПО, Регулирование, Инновации

Ключевые слова: МегаФон, МегаФон Северо-Запад, инновации, МегаФон Петербург