Платформы теряют креативных самозанятых

Лишь треть са­моза­нятых из креа­тив­ных ин­дус­трий об­ра­щают­ся к он­лайн-плат­формам при поис­ке за­казов. Глав­ны­ми не­дос­татка­ми са­моза­нятые из дан­ных ка­тего­рий на­зывают дем­пинг, не­дос­та­точ­ный учет спе­цифи­ки ин­теллек­туаль­но­го тру­да и прак­ти­чес­кое от­сутс­твие мер за­щиты от не­доб­ро­совес­тных за­каз­чи­ков.

6 декабря в Международном мультимедийном пресс-центре "Россия сегодня" были представлены результаты исследования "Платформенная занятость. Перспективы и возможности для представителей креативных индустрий и работников интеллектуального труда". Главным результатом его оказалось то, что лишь треть самозанятых из сферы креативных индустрий (PR, реклама, маркетинг, дизайн, психология, образование) обращаются для поиска заказчиков к онлайн-платформам.

Как отметила руководитель проектной группы, профессор НИУ ВШЭ Людмила Запорожцева, представляя результаты исследования, основным каналом привлечения клиентов для самозанятых из данного сегмента остаются связи и рекомендации, в несколько меньшей степени - личные сайты, блоги, страницы в социальных сетях. Онлайн-платформы использует лишь около трети. Наиболее популярны Avito, "Профи.ру", "Яндекс" и YouDo.

Основными барьерами, согласно результатам исследования, являются ценовой демпинг, обесценивание интеллектуального труда в целом, высокие комиссии, низкая вариативность, сложности с размещением портфолио. Особо отмечается отсутствие механизмов защиты от недобросовестных заказчиков. Например, когда полностью или частично используются непринятые материалы, а исполнитель не получает за это оплаты.

Причем все эти проблемы, за исключением обесценивания интеллектуального труда, характерны не только для российских, но и для зарубежных платформ. В качестве недостатка при этом добавляется языковой барьер. Тем не менее больше половины тех, кто пользуется цифровыми платформами, используют и зарубежные площадки.

Идеальная платформа, по мнению респондентов, должна позволять размещать портфолио, обеспечивать защиту как заказчика, так и исполнителя и иметь возможность бесплатного использования, пусть и с несколько ограниченной функциональностью. Особо отмечается прозрачность формирования рейтингов.

Как подчеркнула первый заместитель руководителя Школы коммуникаций НИУ ВШЭ Мария Мордвинова, данную категорию сложно даже отнести к какому-то определенному сектору экономики. Но тем не менее результаты деятельности таких работников довольно широко востребованы. Заведующий кафедрой, декан факультета рекламы и связей с общественностью Российского государственного гуманитарного университета Алан Абаев оценил долю самозанятых из креативных индустрий в 6-8% ВВП.

Также Мария Мордвинова обратила внимание, что среди самозанятых в сфере креативных индустрий, в отличие от других самозанятых, нет доминирования так называемых миллениалов. Это связано с тем, что среди креативного класса в сферу самозанятости выходят прежде всего эксперты, часто предлагающие уникальные продукты и услуги, а для их продвижения платформы подходят очень плохо. Если их и используют, то только для выхода на рынок.

Профессор НИУ ВШЭ Александр Шпунт обратил внимание, что запрос самозанятых в сфере креативных индустрий уже нельзя игнорировать. В противном случае платформы рискуют полностью потерять данную категорию.

При этом для большей части самозанятых именно платформы стали основным каналом привлечения клиентуры. И в целом для 86% самозанятых, как показало исследование "Стратеджи Партнерс Групп", платформенная занятость стала главным источником дохода.

Яков Шпунт

Тематики: Кадры

Ключевые слова: кадры