Исследование Т1 Консалтинг: компании с высоким уровнем цифровизации превосходят конкурентов по объему продаж

Интегратор сопоставил динамику выручки компаний с уровнем цифровой зрелости.

Российский интегратор и разработчик ИТ-решений Т1 Консалтинг представил тепловую карту цифровизации шести отраслей: автомобилестроения, ТЭК, транспорта и логистики, строительства, ритейла и черной металлургии. В ходе исследования компания проанализировала свыше 150 ключевых игроков рынка по 200+ параметрам, чтобы подсчитать уровень цифровой зрелости каждой отрасли, а также определить наличие зависимости между цифровой подготовкой бизнеса и его объемом продаж. 

Несмотря на то, что прирост выручки был зафиксирован исключительно в строительстве и ритейле, даже в отраслях с отрицательной динамикой бизнес с уровнем цифровой зрелости выше среднего значения продемонстрировал меньшее падение оборота, чем «нецифровые» конкуренты.

В ТОП-3 наиболее цифровых отраслей вошли ритейл (29,1%), черная металлургия (26,9%) и нефтегазодобывающая промышленность (25%). Однако если ритейл, в силу гибкости и восприимчивости к технологическим нововведениям, продемонстрировал достаточно равномерную цифровую зрелость рынка, черная металлургия и нефтегазодобывающая промышленность смогли выйти вперед исключительно благодаря высокому уровню цифровизации отдельных компаний-лидеров. Так, разброс между средним и медианными значениями превысил 10%.

Наименее цифровой отраслью стало строительство (19,8%). Вместе с тем, аналитики отметили, что относительный порог входа и стоимость цифровых решений в отрасли значительно превосходят аналогичные показатели в ритейле и логистике. Помимо этого, низкий уровень цифровой зрелости может быть обусловлен более длительным производственным циклом. На сегодняшний день строительство является одним из наиболее перспективных секторов для интеграции ИТ-решений.

 

Наряду с корреляцией между цифровой зрелостью бизнеса и объемом продаж компании удалось выявить следующие закономерности: 

  1. Каждая 6-я компания из отрасли ритейла использует сделки M&A для повышения своей цифровой подготовки. При этом каждая 10-я компания инвестирует в развитие собственного R&D
  2. Компании из промышленных отраслей машиностроения и нефтегазодобычи стремятся к цифровой зрелости за счет разработки собственных продуктов. Каждая 4-я компания инвестирует в R&D, а каждая третья имеет собственные патенты, связанные с цифровыми технологиями.
  3. HRM-системы внедрены в компаниях с высокой текучестью кадров — на ритейл приходится 67%, автомобилестроение — 62 %. В отраслях с более низкой скоростью сменяемости персонала показатель ниже. 
  4. 87% рассмотренных компаний взаимодействуют с предприятиями ИТ-сферы, однако меньше трети из них имеют стратегию цифровой трансформации и/или стратегию развития ИТ;
  5. Наиболее популярными типами информационных систем являются ERP (56%), CRM (47%), BI (45%), что существенно отличается от использования систем управления корпоративными сервисами (ESM) – 27% и систем управления знаниями (KMS) – 18%;
  6. Ключевой драйвер развития для более чем 70% игроков строительной отрасли — технология «цифровой двойник», позволяющая создавать виртуальный макет здания с отслеживанием строительного процесса в режиме реального времени и возможностью оперативного устранения неполадок.

Методология, использованная Т1 Консалтинг, включает в себя анализ шести блоков*: тенденции к платформизации, наличия профессиональной команды, открытости данных, продуманности развития, создания ценностей на базе цифровых технологий и «страсти к развитию». До конца года интегратор планирует проанализировать еще 10 отраслей.

«Сегодня все говорят про цифровую трансформацию и автоматизацию бизнес-процессов, но реальное влияние этих факторов на операционную эффективность никто не оценивает. Если в В2С есть инструменты и методики для определения уровня цифровой зрелости, то в В2В — нет. То есть определить, какие технологии действительно работают, как они помогают бизнесу наладить взаимодействие с контрагентами и получать большую прибыль, очень сложно. Понимая потребность бизнеса в прозрачной системе оценки наш новый бизнес-юнит Цифровой консалтинг сосредоточил усилия на глубоком ИТ-аудите», — подчеркнул Илья Набатов, директор по производству Т1 Консалтинг.

«При разработке методологии мы проанализировали множество источников, изучили лучшие мировые практики. Просто калькировать системы оценки было бы неправильно, потому что они не учитывают специфику российского рынка, поэтому мы создали собственную систему. Ее особенность в том, что все выводы сделаны на базе открытой информации. В цифровую эру компании, раскрывающие больше информации, демонстрируют устойчивость и лидерство, так как стимулируют обмен практиками», — отметил Артем Карановичдиректор бизнес-юнита «Цифровой консалтинг» Т1 Консалтинг. 

Справка об исследовании:

* Методология, предложенная Т1 Консалтинг, включает в себя шесть блоков: 

  1. «Платформизация» отражает сложность ИТ-архитектуры в компании, объединяющей масштабные системы, например, ERP, CRM, HRM и дающей наибольший прирост ценности.  Дополнительно оцениваются коллаборации бизнеса с интеграторами и вендорами; наличие собственной ИТ-инфраструктуры, в первой очереди – ЦОДов. 
  2. Блок «Команда» даёт сведения о числе сотрудников и их квалификации. 
  3. Блок «Открытость» раскрывает уровень публичной активности компании, в том числе присутствие с цифровой повесткой в СМИ, партнерство на научных конференциях или крупных мероприятиях. 
  4. Блок «Продуманность» посвящен анализу стратегии цифровой трансформации. 
  5. В блоке «Ценности» эксперты рассматривают влияние компании на бизнес контрагентов, ее репутацию в СМИ и профессиональных сообществах. Важную часть этого раздела занимают ESG- показатели, которые отражают усилия бизнеса по осуществлению Целей устойчивого развития ООН, в том числе через внедрение новых технологий.
  6. Блок «Страсть к развитию» отражает желание компании активно продвигаться по направлению цифровизации.  В качестве индикаторов взяты открытие офисов НИОКР, число патентов в области цифры, запуск венчурных фондов и сотрудничество со стартапами.  

Рубрики: Интеграция, Маркетинг

Ключевые слова: исследование рынка, Т1