Softline: путь к Мечте 2.0

В конце февраля, в преддверии завершения 2021 финансового года, топ-менеджеры глобального ИТ-интегратора Softline рассказали о реализации трехмерной стратегии компании, о последних достижениях, приобретениях, работе с сотрудниками и амбициозных планах развития.

«Сегодня компания любого масштаба, работающая в любой индустрии из любой точки земного шара стоит перед выбором: либо переносить свой бизнес в новую цифровую реальность, либо через некоторое время уходить с рынка. Вопрос цифровой трансформации – это вопрос «быть или не быть», иметь перспективу или нет. И мы помогаем нашим клиентам, заказчикам в реализации этой цифровой трансформации. Это действительно большой глобальный рынок», – начал основатель и председатель совета директоров Softline Игорь Боровиков.

По словам спикера, Softline определяет потребности в цифровизации каждого своего клиента – всего их по миру уже более 150 тысяч. После этого компания обращается к поставщикам ИТ-решений – таким, как  Microsoft, IBM, Oracle, «Лаборатория Касперского», всего более чем 6000 производителей программного и аппаратного обеспечения. Продукты вендоров компонуются с собственными сервисами и цифровой платформой Softline, после чего заказчику предоставляется законченное решение. Таким образом Softline объединяет заказчиков, поставщиков, вендоров при помощи своих сервисных возможностей и каналов продаж.

 

 

Softline на ИТ-рынке уже более 25 лет, и с 1993 года из небольшой компании вырос в глобального игрока, имеющего присутствие в около 60 странах: России, Индии, Бразилии, Вьетнаме, Малайзии и других, в основном на рынках развивающихся стран. В компании работает более 70 тыс сотрудников, причем их индекс вовлеченности очень высок – 84%. По итогам 2021 финансового года (заканчивается в марте) оборот Softline планируется на уровне 2,3-2,4 млрд долларов. В России оборот бизнеса Softline составляет 900 млн долларов, число сотрудников 4000 человек; в Азиатско-Тихоокеанском регионе – 400 млн долларов и 1000 человек, в Латинской Америке – 150 млн долларов и 300 человек, в Восточной Европе – оборот 110 млн долларов. Среднегодовые темпы роста компании составляют 34% в локальной валюте. Около 54% ее бизнеса – это рекуррентный бизнес, который повторяется из года в год благодаря выстраиванию долгосрочных отношений с клиентами.

Рост в трех измерениях

Реализуя стратегический, системный подход к ведению бизнеса, Softline сформулировал для себя трехмерную стратегию роста – одновременное развитие в трех направлениях. Первое – это расширение географического присутствия: начав с Москвы, компания вышла во все крупные города России, потом в 12 стран СНГ, 16 стран Латинской Америки, 9 стран Азии, 18 стран региона EMEA. «Мы исповедуем глобальный подход к бизнесу, так как ИТ-бизнес – глобальный по определению. Поэтому мы инвестируем большое количество средств и сил в это направление, и следующая наша цель – расширение присутствия до 80 стран, в основном так же на развивающихся рынках, – отметил Игорь Боровиков. – В рамках трехмерной стратегии Softline всегда показывал удивительные темпы роста. За последние 15 лет этот рост составил 25% в твердой валюте и 34% в локальных валютах. И мы надеемся продолжить эту динамику. В среднем мы опережаем рынок примерно в 2-2,5 раза в зависимости от сегмента. Тема роста является лейтмотивом бизнеса Softline».

 

 

Второе направление – расширение портфеля решений и услуг Softline. Клиентам нужны не просто отдельные компоненты, а законченные решения, включающие в себя софт, железо, облачные сервисы, услуги. Последние два года компания развивает собственные сервисы, способствующие цифровой трансформации заказчиков. Сейчас в компании работает более 2,5 тысяч программистов: разработчиков, тестировщиков, архитекторов. В  ближайшие 1-1,5 года их число вырастет до 5 тысяч.

Третье направление – расширение каналов продаж. Компания начинала с прямых продаж, затем создала партнерскую сеть, которую развивает под брендом Axoft, затем – направление электронной коммерции. Сегодня в дополнение к этому разработана цифровая платформа Softline, которая фактически является платформой самообслуживания для клиентов. «Мы считаем, что будущее потребления ИТ – формат самообслуживания, когда клиент любого уровня заходит на цифровую платформу и онлайн выбирает услуги и сервисы, которые мы ему активируем. Мы инвестировали в создание этой платформы более 10 млн долларов. Это веб-портал, при помощи которого клиент получает единый биллинг, единую точку входа для всей своей ИТ-инфраструктуры, как облачной, так и on premise», – пояснил Игорь Боровиков.

Успешное развитие компании зависит от профессионализма ее сотрудников, привлечения и удержания лучших кадров, создания комфортных условий для них. В Softline реализуется программа долгосрочного партнерства с сотрудниками, в рамках которой все сотрудники могут быть акционерами компании и дополнительно к годовому доходу получать до 45% вознаграждения в формате опционов (акций).

«Мечта 2.0»

В конце октября 2021 года компания Softline вышла на IPO, расписки торгуются на Лондонской и Московской биржах. В рамках IPO от инвесторов было получено 400 млн долларов, которые будут направлены на дальнейшее развитие: около 80% будут потрачены на M&A сделки, остальная часть – на органический рост. Средняя целевая цена акции компании, по оценкам аналитиков, – около 11 долларов. Выход на IPO ознаменовал реализацию «Мечты 1.0» для Softline.

 

 

Следующий рубеж – «Мечту 2.0» – в компании сформулировали так: Softline должен оставаться глобальным лидером цифровой трансформации и кибербезопасности, иметь присутствие в более чем в 80 странах мира и штат из более 17 тыс сотрудников, из которых большая часть – специалисты, которые занимаются сервисными услугами в области цифровой трансформации.

«Мы реализуем то, что обещали нашим акционерам: существенная часть капитала, полученного в процессе IPO, была направлена на расширение бизнеса путем приобретения профессиональных компаний – за последние два месяца их было пять. Вместе с ними мы нарастили компетенции в растущей индустрии финансовых технологий, в управлении продажами, CRM-решениях, в облачных продуктах Amazon,и индустрии образования EdTech. И, если говорить о направлении разработки, сегодня у нас создан некий economy of scale, когда компания может реализовать большие проекты, – прокомментировал глобальный генеральный директор Softline Сергей Черноволенко. – Мы обещали рынку увеличивать прибыльность, эффективность и реализацию проектов цифровой трансформации. Это невозможно сделать без развития сервисов. Рады отметить, что наш рост оборотов по сервису превышает 100% год к году».

 

Сергей Черноволенко, глобальный генеральный директор Softline

 

Компания стала активно заниматься M&A с 2016 года, до IPO были приобретены 16 компаний, которые усилили географическое присутствие Softline, существенно расширили портфель решений, увеличили штат и количество транзакций с заказчиками. В компании работает две команды в этом направлении бизнеса: первая занимается поиском подходящих компаний для слияния, вторая – имплементацией и соединением экспертиз.

В конце 2021 – начале 2022 годах были приобретены еще пять компаний: Umbrella Infocare, SoftСlub, MMTR Technology, Academy IT и TC Engineer. Подробнее о них – в недавнем материале ICT-Online.ru «Глава Softline: создана фундаментальная база для дальнейшего роста».

Важнейшие проекты

«Мы позиционируем Softline как эксперта в ИТ-отрасли и работаем как полноценный провайдер всего спектра ИТ-услуг. У нас есть решения в области программного обеспечения и оборудования, но также мы обеспечиваем заказчика сервисными, консалтинговыми услугами и гибридными решениями. Здесь мы уже идем уже не от  вендорских технологий или коробочных продуктов, а от тех масштабных задач, которые стоят перед клиентами: цифровизовать бизнес-процессы, делать их более эффективными. Важной частью нашего продуктового портфеля являются платформенные решения и решения, которые позволяют контролировать эффективность: в какой момент и сколько финансов заказчик может выделить на те или иные задачи», – сказал коммерческий директор компании Softline Владимир Лавров.

 

Владимир Лавров, коммерческий директор Softline

 

С аналогичным подходом компания осуществляет проекты импортозамещения – ключевой на сегодня вектор российской экономики, подразумевающий замену зарубежных решений отечественной альтернативой: это системы хранения данных, рабочие места, серверное и инженерное оборудование. При этом заказчикам важно понимать, в какой момент и как будет работать новое решение, какой road map на внедрение должен быть, как будет происходить переход. Для подобных проектов любой сложности у Softline есть собственные программные продукты, ведется тесное взаимодействие с вендорами, осуществляется сервис, консалтинг и аудит. Softline может подключиться к проекту на любой стадии: планирования, заказа, закупки, разработки, развертывания, реализации, управления, оптимизации. «Мы применяем эшелонированную экспертизу, когда вокруг взаимодействия с клиентом выстраивается экосистема, целое экспертное сообщество, которое помогает клиенту осознать свои возможности, подготовить проект и сделать его максимально эффективным и с финансовой, и с временной точки зрения», – добавил Владимир Лавров.

 

 

Среди таких масштабных проектов Softline – внедрение системы весогабаритного контроля в Омской области, внедрение технических средств фотовидеофиксации на 97 железнодорожных переездах в 34 субъектах страны, комплексное решение для BIM-проектирования в ПАО «Полюс», услуги SOC для «Норвик Банка» и другие.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Интеграция, ПО, Финансы, Безопасность

Ключевые слова: Softline, Софтлайн