Tele2 собрал виртуальную базу. Две трети абонентов MVNO на сети оператора приходится на «Ростелеком»

Выручка сотового оператора Tele2 от развития виртуальных мобильных операторов (MVNO) по итогам 2018 года утроилась, составив 2–2,5 млрд руб. При этом из 18 подобных проектов, базирующихся на сети оператора, только «Ростелеком» смог набрать абонентскую базу, превышающую 1 млн человек, тогда как показатели остальных практически незаметны в масштабах рынка. Проблема в недостатке маркетинговых и инфраструктурных инвестиций, указывают аналитики.

Выручка Tele2 от работы в сегменте MVNO за 2018 год выросла на 200%, а число абонентов виртуальных мобильных операторов, работающих на сети оператора, составило 1,7 млн человек, рассказали “Ъ” в компании. Абсолютные данные по выручке Tele2 не раскрывает. По оценке партнера AC&M Consulting Антона Погребинского, по итогам 2018 года она могла составить около 2–2,5 млрд руб. Источник, близкий к Tele2, согласен с этой оценкой.

В декабре “Ъ” сообщал, что общее число абонентов MVNO в России по итогам 2018 года составит 7 млн (данные «ТМТ Консалтинга»). Проекты в области MVNO есть также у «МегаФона» (Yota; 67% рынка по числу абонентов) и МТС (МГТС; 7% рынка). В ноябре 2018 года «Вымпелком» сообщил о запуске на своей сети виртуального оператора для фанатов футбольного клуба «Спартак». У МТС число абонентов MVNO на конец 2018 года приблизилось к 500 тыс., увеличившись за год более чем в полтора раза, уточнили в пресс-службе оператора, отметив, что компания рассматривает модель виртуального оператора в контексте собственных цифровых сервисов. В «Вымпелкоме» и «МегаФоне» отказались от комментариев.

Хотя в общей выручке Tele2 (по итогам третьего квартала 2018 года составила 37,3 млрд руб.) сегмент MVNO занимает небольшую долю, на фоне общей стагнации сотового рынка он остается одним из растущих, отмечает Антон Погребинский. Дальнейший рост рынка будет зависеть от поиска новых ниш, считает он, большой потенциал роста абонентских баз есть, например, у банковского сектора.

На банковский сектор в совокупности пока приходится только 10% всех абонентов MVNO на сети Tele2, отмечает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. А две трети абонентов приходится на «Ростелеком», база MVNO которого по итогам девяти месяцев 2018 года составляла 1,05 млн абонентов. Всего же по состоянию на конец года на сети Tele2 работало 18 MVNO, в том числе Сбербанка, Тинькофф-банка, Virgin Connect, «Транстелекома», компаний «Центр2М», «МС-Спецтелеком», MCN Telecom, Easy4, Sim Sim, V-Tell, Danycom и др.

На остальные 15 проектов MVNO на сети Tele2 приходится всего около 500 тыс. абонентов, оценивает руководитель Content Review Сергей Половников. «Это крайне маленький показатель в масштабах рынка, и он демонстрирует, что без крупных маркетинговых и инфраструктурных инвестиций для обслуживания абонентов такие проекты неэффективны»,— считает он. Например, для операторов фиксированной связи MVNO-проекты просто не имеют большого экономического смысла, но при этом и не требуют больших затрат, поэтому такая модель используется в основном для повышения лояльности, поясняет Константин Анкилов.

Юлия Тишина

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: Tele2, Ростелеком, MVNO, Теле2