Готовы ли сотовые операторы терять башни? Перспективы совместного использования инфраструктуры - в новом исследовании ИАА «Рустелеком»

В условиях сверхвысокого уровня проникновения услуг мобильной связи и жесткой конкуренции сотовые операторы ищут новые модели развития бизнеса. Так, для оптимизации расходов «сотовики» переходят к совместному использованию инфраструктуры связи и даже — к отказу от собственных вышек в пользу арендованных. Готовы ли российские операторы к широкому использованию распространенной мировой практики?

Подробная информация об исследовании «Российский рынок антенных опор и башен связи, 2011-2015» — на сайте ИАА «Рустелеком». Читатели нашего сайта могут приобрести отчеты «Рустелеком» на специальных условияназвав кодовое слово "Инфокоммуникации онлайн", вы получите скидку в размере 10 тыс. рублей!Подробности - по тел. +7 (921) 974-9349 или e-mail info@rustele.com

Доходы от голосовых услуг уже долгое время практически не растут, а главный драйвер рынка – мобильная передача данных – требует огромных инвестиций в развитие сетей. Однако стоимость услуг мобильного интернет-доступа продолжает снижаться, уменьшая доходы сотовых операторов. Кроме того, вкладываясь в инфраструктуру, сотовые операторы создают все более комфортные условия для успешной деятельности внешних конкурентов – ОТТ-сервисов, таких как Skype, Viber, WhatsApp, YouTube и др.

Евгения Тен, вице-президент по продажам компании «Техносерв»:
С точки зрения использования собственных башен распространенный вариант решения - это обмен площадками. У каждого оператора существуют зоны с проблемным покрытием, в которых есть АМС другого оператора, и наоборот. Операторы «обмениваются» правом использования опор, тем самым помогая друг другу обеспечить предоставление услуг в проблемных регионах.

Тем не менее, АМС имеет ограниченную несущую способность, в виду этого и других коммерческих факторов обмен не распространен повсеместно. Также совместное использование инфраструктуры применялось операторами  в труднодоступных местах и на политически важных проектах по указанию Правительства (Олимпийские объекты, строительство трассы Чита-Хабаровск и пр.).

Связанная с кризисом необходимость сокращения издержек способствует расширению сотрудничества операторов в сфере совместного использования опор. Однако, учитывая технические особенности стандартов 3G и LTE, потребность в использовании классических башен высотой 50 и 70 метров существенно сокращается. Развитие сотрудничества в области совместного использования конструкций для размещения антенно-фидерных устройств будет смещаться к опорам двойного назначения (совмещенных со столбами уличного освещения), металлическим и железобетонным столбам, невысоким башням до 30-40 метров.

Мысли о продаже существующих опор сторонней компании в отрасли мобильной связи витают давно. Владение АМС связано с большими эксплуатационными ресурсными и финансовыми затратами. Передача обязанностей обслуживания АМС другой компании позволит оператору оптимизировать затраты на персонал. Кроме того, покупатель АМС сможет предоставлять опоры в совместное использование. Это позволит распределять расходы по эксплуатации опор на нескольких арендодателей, что, в конечном счете, приведет к экономии средств операторов как минимум на 30%. Но каждый объект необходимо оценивать отдельно, в стратегических местах целесообразнее иметь собственную инфраструктуру с точки зрения технических и экономических рисков.

Сдержать растущие объемы трафика — равно, как и повысить стоимость мобильного мегабайта —пока не представляется возможным. Поэтому операторы активно ищут пути сокращения затрат на инфраструктуру, но не в ущерб развитию сетей. Так, в последнее время «сотовики» все чаще практикуют совместное использование телеком-инфраструктуры.

Уместно отметить, что «большая тройка» уже много лет сотрудничает на ниве совместного использования так называемой «пассивной телеком-инфраструктуры» - ВОЛС, площадок, башен, мачт, столбов для размещения базовых станций. Такой вид сотрудничества, давно практикуемый, например, во Франции и Германии, дает российским сотовым операторам экономию капитальных и операционных затрат на уровне 4-5%.

Однако более широкое совместное использование инфраструктуры – в том числе активной (антенн, приемо-передатчиков, микроволнового обрудования и т.д.) - сдерживается целым рядом факторов. Среди них — различные подходы компаний к развитию сетей, сложности равноценного обмена инфраструктурой, организационно-правовые нюансы, а также неготовность «сотовиков» конкурировать только сервисом и маркетингом — исключив технический аспект.

Поэтому, несмотря на интерес «ВымпелКома» (бренд «Билайн») и МТС к проекту по совместному использованию базовых станций (RAN Sharing), поднявшийся сразу после появления соответствующих правил Минкомсвязи, аналитики смотрят на этот проект скорее скептически. Так, в информационно-аналитическом агентстве «Рустелеком» делают акцент на том, что с появлением RAN Sharing исчезнет немаловажный элемент для российского рынка — конкуренция покрытием, которая все еще актуальна как на периферии (в деревнях, коттеджных поселках), так и в отдельных районах городов. Кроме того, операторы в нынешних экономических условиях подходят к RAN Sharing как к вынужденной мере — с улучшением финансовой ситуации, например, у «ВымпелКома», такие совместные контракты могут оказаться ему просто невыгодными.

В этих условиях вновь актуальной стала тема продажи антенно-мачтовых сооружений (АМС - башен, мачт, столбов) независимой «башенной» компании, специализирующейся на аренде телеком-инфраструктуры. Такая модель активно используется в США, Великобритании, Китае, Индии, Италии, Испании и многих других странах мира. В случае продажи антенно-мачтовых сооружений, «сотовики» получают деньги и избавляются от необходимости содержать подразделения, строящие и обслуживающие башни и мачты, а также от связанных с этим бизнесом административных затрат.

Директор по работе с операторами связи компании КРОК Сергей Жучков

Операторы могут управлять объемом передаваемых данных. Например, в случае плохих радиоусловий оператор может сжимать трафик, что, в свою очередь, способствует разгрузке сети и предоставлению сервиса большему числу абонентов. Таким образом игроки могут снижать расходы на строительство сети: сжатие трафика позволит дать абонентам на границе действия базовой станции качественный сервис и тем самым снизить количествоБС, требуемых для покрытия определенной зоны. К тому же, мобильные сети, как правило, строятся на основании пиковых прогнозов трафика, и если каким-то образом удастся сгладить пики, то можно будет снизить требуемое количество БС. За счет сжатия трафика также возможно обслуживать гораздо большее количество запросов пользователей в случае, если сеть оператором уже выстроена, а трафик продолжает расти.

 Если бы не кризис, подход  «кто больше вложил в инфраструктуру, тот и выиграл» продолжал бы оставаться востребованным: больше вкладываешь – получаешь лучшее покрытие, а за счет покрытия, соответственно, - более лояльную абонентскую базу. Однако опыт показывает, что подобная стратегия уже не так эффективна, как раньше. Снижаются темпы экономического роста, все операторы фиксируют отток абонентов. Рост доходов от предоставления услуг и раньше был незначительным по сравнению с ростом затрат на строительство, а сейчас он, похоже, совсем остановится: абонентов становится меньше, да и те меньше тратят. Думаю, операторам самое время как минимум использовать микс-подход, то есть на части сети использовать RAN sharing, а в ключевых для себя регионах – собственную инфраструктуру.

С другой стороны, подход «построй сеть больше, чем у конкурентов» не решает другую, куда более важную проблему – превращение операторов в «тупую трубу». И строительство новых и новых сайтов в одиночку равнозначно строительству большей и большей «трубы», которая не становится более «умной». Поэтому, возможно, операторам имеет смысл посмотреть на ситуацию более широко и объединить свои бюджеты на строительство и поддержание «трубы», а освободившиеся немалые средства направить на создание новых услуг и обновление инфраструктуры их предоставления - например, виртуализацию сетей и т.д.

В нашей стране эта идея пока не получила широкого распространения, хотя разговоры об этом идут уже несколько лет. Так, весной 2010 года «Большая тройка» и «Ростелеком» подписали меморандум о создании единой сети 4G на базе «Скартела», но проект так и не был реализован.

В 2010-2012 годах «Ростелеком» и «Большая тройка» прорабатывали возможность создания единой инфраструктурной компании, в которую «сотовики» планировали передать свои антенно-мачтовые сооружения. Предполагалось, что операторы будут совместно участвовать в капитале этой компании. Однако потенциальные участники консорциума решили, что преждевременно отказываться от конкуренции между собой по качеству покрытия сетей.

В России существуют две крупные независимые «башенные» компании, которые, при отсутствии договоренности между игроками, могут выступить в качестве третьей стороны и выкупить у операторов часть их АМС, чтобы потом предоставлять их в совестную аренду: это «Русские башни» и «Линк Девелопмент». Несмотря на некоторые опасения со стороны операторов (компании без надлежащего опыта управления могут столкнуться с объективными трудностями при эксплуатации АМС), такие проекты представляют собой более перспективное решение, чем RAN Sharing. По словам генерального директора ИАА «Рустелеком» Юрия Брюквина, продажа «вышек»  обернется значительным снижением капитальных затрат и, как следствие, сокращением операционных издержек на обслуживание и штат специалистов – от технических бригад до юристов, сопровождающих договора.

Кстати, в 2013 годах переговоры о продаже части своих башен и мачт уже вел «ВымпелКом» - речь тогда шла о возможной продаже 5000-6000 башен за $400-500 млн. Но с приходом в компанию Михаила Слободина этот проект был свернут, и на смену ему пришла идея с шарингом. Сейчас в пресс-службе «ВымпелКома» прозрачно намекают: в случае, если предложения продать баши сторонней компании поступят, компания их рассмотрит.

Между тем, как стало известно нашей редакции, с конца минувшего года «МегаФон» договаривется о продаже части своей башенной инфраструктуры одной из независимых компаний. В самом «МегаФоне» предпочитают пока не комментировать непринятые решения.

Подробная информация об исследовании «Российский рынок антенных опор и башен связи, 2011-2015» — на сайте ИАА «Рустелеком». Наши читатели могут приобрести отчеты «Рустелеком» на специальных условиях - назвав кодовое слово "Инфокоммуникации онлайн", вы получите скидку в размере 10 тыс. рублей. Подробности - по тел. +7 (921) 974-9349 или e-mail info@rustele.com

Вопрос размещения телекоммуникационного оборудования на АМС волнует и топ-менеджмент Tele2, особенно в связи с острой необходимостью улучшать покрытие в отдаленных областях. Представитель Tele2 пояснил, что оператор уже давно включился в проекты по совместному использованию пассивной инфраструктуры, а когда речь пойдет о масштабном приобретении АМС, будет, скорее всего, арендовать их у независимых компаний.

По данным ИАА «Рустелеком», «МегаФон» является крупнейшим в России владельцем антенно-мачтовых сооружений для сотовой связи, но МТС наступает ему на пятки. Также в агентстве отмечают, что по мере приближения к максимальному уровню проникновения сотовой связи количество вводимых операторами в эксплуатацию башен и АМС уменьшается из года в год.

Автор: Андрей Блинов.

Тематики: Мобильная связь, Оборудование

Ключевые слова: МегаФон, оборудование связи