Twitter не хочет блокировать аккаунты без объяснения от Генпрокуратуры

Компания пока не готова открывать офис в России, но будет следить за инициативами российских законодателей.

Twitter начал активно изучать новое российское законодательство, приравнивающее блогеров к СМИ, рассказал представитель сервиса микроблогов. По его словам, у компании есть вопросы к тому, можно ли считать пользователей Twitter блогерами в том смысле, в котором это понимают российские законодатели. Ведь часто бывает, что у пользователя есть аккаунт в Twitter с более чем 3000 подписчиков (именно такие пользователи подпадают под закон о блогерах), но в этом аккаунте нет ни одной записи или пользователь не пишет авторские посты, а только делает ретвиты сообщений других пользователей. Или наоборот, у пользователя может быть всего 150 подписчиков, но какое-то из его сообщений могли перепостить десятки тысяч человек.

По словам собеседника «Ведомостей», Twitter не планирует напрямую участвовать в разработке поправок к закону о блогерах, но будет пристально следить за этой темой. Как раз сейчас в Москве находится вице-президент Twitter по международной публичной политике Колин Кроуэлл. Он встречался с руководителем Роскомнадзора Александром Жаровым, министром связи Николаем Никифоровым и представителями российских интернет-компаний — «Яндекса», Mail.ru Group, Rambler и др.

Представитель Twitter также сказал «Ведомостям», что компания готова исполнять новое российское законодательство, предполагающее блокировку блогов за публикацию нарушающей законы информации. Однако для этого Twitter надо понимать, за что именно государственные органы требуют закрыть конкретный аккаунт. Часто случаются ситуации, когда Роскомнадзор получает от правоохранительных органов требование о блокировке, в котором не указываются такие причины. Twitter попросил Роскомнадзор, чтобы тот всегда запрашивал у Генпрокуратуры информацию о конкретных нарушениях пользователей сервиса: без этого Twitter не может блокировать информацию.

В целом у Twitter есть два способа блокировки незаконного контента: это удаление конкретного твита либо блокировка аккаунта целиком. Представитель компании говорит, что Twitter предпочитает действовать по первому сценарию: правоохранительные органы указывают нарушающий закон твит и компания удаляет его. Хотя, признает собеседник «Ведомостей», бывали ситуации, когда компания блокировала и аккаунты полностью, — два таких случая были в России.

В мае Twitter заблокировал группу радикальной организации «Правый сектор». Правда, обойти это ограничение было просто: стоило лишь в настройках Twitter изменить страну регистрации с России на любую другую. Одновременно из Facebook исчезла группа Алексея Навального, которую также требует закрыть Генпрокуратура. Многие пользователи решили, что Facebook тоже пошла навстречу российским властям, но вскоре группа Навального вновь появилась в социальной сети. Источник, близкий к Facebook, объяснил это техническим сбоем. А в целом у компании позиция по этому вопросу похожа на позицию Twitter: Facebook не может блокировать весь аккаунт, а только те посты, которые нарушают закон. А Роскомнадзор не сообщил компании, о каких конкретных нарушениях идет речь.

Twitter пока не готов открыть офис в России, говорит представитель сервиса. «Хотя, конечно, сейчас мы довольно активно работаем по всему миру. Два года назад у Twitter вообще было только два офиса за пределами США, теперь их 14, — говорит он. — Как правило, до создания в какой-то стране представительства у нас появляются официальные партнеры по продаже рекламы. Для этого наша команда по маркетингу постоянно изучает потенциал рекламного рынка разных стран». Само по себе число пользователей Twitter в стране не является решающим фактором для открытия офиса, резюмировал он. Так что пока Twitter выделит для общения с российскими властями специалиста в своем офисе в Дублине.

Анастасия Голицына, Ксения Болецкая

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Регулирование, Web

Ключевые слова: социальные сети, Twitter