«Ледовому навигатору» дадут финансирование

К 30 июня 2025 г. фе­дераль­ные уни­тар­ные пред­прия­тия при фи­нан­си­рова­нии пра­витель­ства РФ соз­да­дут циф­ро­вую плат­фор­му "Ле­довый на­вига­тор" для Се­вер­но­го мор­ско­го пу­ти (СМП). Рас­пре­делять суб­си­дии меж­ду по­беди­теля­ми тен­де­ра бу­дет гос­кор­по­рация "Ро­сатом".

На создание цифровой экосистемы Северного морского пути (СМП), которая объединит все электронные сервисы для участников логистического рынка, в 2023-2024 гг. из федерального бюджета будет выделена субсидия в размере 3,8 млрд руб. "Субсидия предоставляется в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Государственной корпорации по атомной энергии Росатом как получателя бюджетных средств... Субсидия предоставляется федеральным государственным унитарным предприятиям, являющимся участниками федерального проекта... Результатом предоставления субсидии является созданная не позднее 30 июня 2025 г. цифровая экосистема Северного морского пути", - сказано в постановлении правительства №8 от 12 января 2023 г.

В "Росатоме" на вопросы ComNews не ответили.

Показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии являются: ввод в постоянную эксплуатацию единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории СМП, ввод в эксплуатацию бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов, установленных на судах, плавающих в акватории СМП, ввод в эксплуатацию комплекса оперативного мониторинга ледовой обстановки на базе летательных аппаратов, осуществляющих мониторинг акватории СМП с использованием радиолокационных и оптоэлектронных средств, ввод в эксплуатацию информационного фонда данных о состоянии акватории СМП для обеспечения функционирования цифровых платформ Северного морского пути.

Создание цифровой экосистемы включает установку бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолетах и вертолетах ледовой разведки.

В целом, разработкой элементов Единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути (ЕПЦС СМП) уже занимается Sitronics Group по заказу АО "Гринатома" (ИТ-интегратор "Росатома"). Цифровая экосистема Северного морского пути состоит из единой платформы цифровых сервисов, предоставляемых в акватории Северного морского пути (расширенный функционал для повышения информационного обеспечения безопасности судоходства в акватории СМП), которую разрабатывают данные компании.

Платформа "ледовый навигатор" позволит получать: актуальные данные о погодных условиях, расположении судов и загруженности портов, логистические услуги, в числе которых оформление разрешений на проход судов, мониторинг, диспетчеризация, управление работой флота.

Кроме того, более 3,5 млрд руб. направят на углубление акватории порта "Бухта Север" в устье Енисея. Часть средств пойдет на создание систем безопасности мореплавания, что позволит проводить суда, перевозящие более 120 тыс. тонн полезного груза. Решение позволит к 2024 г. увеличить объем грузоперевозок по СМП на 80 млн тонн.

"Президент подчеркивал, что это позволит России полнее раскрыть экспортный потенциал, наладить эффективные логистические маршруты, в том числе в Юго-Восточную Азию. Такая работа важна для укрепления суверенитета и безопасности страны. Рассчитываем, что принятые меры будут стимулировать экономическую активность в арктической зоне, улучшат транспортную доступность и снабжение ее жителей необходимой продукцией и в целом ускорят развитие региона", - подчеркнул председатель правительства Михаил Мишустин, подписавший постановление.

Работа по обеспечению круглогодичной навигации в Арктике ведется по поручению президента РФ.

Эксперт ИТ и телеком-рынка Вадим Плесский считает, что такой формат, как установка бортовых автоматизированных информационно-измерительных комплексов на судах в акватории СМП, а также самолетах и вертолетах ледовой разведки, выглядит для 2023 г. устарелым и недостаточным. "Где снимки с высоким разрешением из космоса, для чего Россия запускает спутники в космос? - Задается он вопросом. - Самолет или вертолет по определению не может делать снимки из одной и той же точки день за днем. А для корректной оценки ледовой обстановки и формирования прогнозов нужны повторяющиеся день за днем снимки из тех же самых точек. Выбор приоритетов также вызывает недоумение. Выделяется 3,8 млрд руб. на "Ледовый навигатор", при этом финансирование разработки российской мобильной ОС "Аврора" и экосистемы приложений для нее признано нецелесообразным. В масштабах нашей страны сумма не очень большая, но если представить, сколько рабочих мест разработчиков ПО могло бы быть создано на эти деньги, то невольно возникают вопросы к расстановке приоритетов".

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Интеграция, Регулирование

Ключевые слова: регулирование, автоматизация логистики, ИТ в транспорте, Росатом