Исследование: что и как покупают онлайн жители России

Каждый год Яндекс Маркет и компания GfK Rus проводят опрос российской аудитории интернет-магазинов. Нынешнее исследование — уже десятое по счёту. Оно отвечает на вопросы о том, какая доля жителей России покупает онлайн, как часто они это делают, чем руководствуются покупатели, выбирая конкретный товар, и так далее. Большая часть этих наблюдений доступна также для некоторых крупных городов страны.

Как часто покупают и почему

За последние пять лет число онлайн-покупателей в России выросло почти вдвое, сейчас в интернете не реже двух раз в год покупают примерно 60 % городских жителей 16-55 лет. Почти 85 % из них делают заказы минимум раз в месяц, почти 30 % — минимум раз в неделю.

Главные причины покупать онлайн для россиян — возможность сравнить цены, сэкономить силы, которые потребовались бы на поездку в магазин, а также сделать покупку в любое время и из любого места.

Как покупают

Доля покупок со смартфонов и планшетов продолжает расти и уже превысила 67 %. Покупая с мобильных, люди почти в четыре раза чаще пользуются приложениями магазинов, чем сайтами.

Самые распространённые действия перед покупкой — чтение отзывов о товарах, а также сравнение самих товаров и цен на них в разных магазинах.

Наиболее привлекательная для россиян акция — бесплатная доставка, хотя её привлекательность немного снизилась по сравнению с прошлым годом. На втором месте — скидки, на третьем — кешбэк.

Что покупают

Самая популярная категория товаров — одежда и обувь для взрослых, эти товары хотя бы раз в течение года покупали онлайн более 65 % респондентов. С одеждой и обувью почти сравнялись по популярности средства личной гигиены (64 %). На третьем месте —  продукты питания (55 %).

Оплата и доставка

Более 58 % опрошенных оплатили свою последнюю покупку банковской картой при оформлении заказа — это самый распространённый способ расчёта, и его доля продолжает расти. Оплата картой при получении — на втором месте (почти 24 %). Именно этот способ больше всего нравится самим покупателям, его предпочитают 42 % россиян. Растёт и привлекательность оплаты картой при покупке, её предпочитают уже почти 39 %.

Самый распространённый способ получения заказа — самовывоз из магазина, пункта выдачи или постамата, так получили свою последнюю покупку 76 % респондентов. На втором месте — обычная курьерская доставка (12 %). Почту и срочную курьерскую доставку россияне используют примерно одинаково часто — в 5–6 % случаев.

Комментирует Сергей Пустыльник, директор по логистике Авито:

По нашим данным, наибольшей популярностью у россиян в 2022 году пользовались товары из категории “Одежда, обувь, аксессуары”. По сравнению с 2021-м рост продаж предметов гардероба составил 83% процента. Средняя стоимость таких товаров – 3 530 рублей. По доле продаж ожидаемо лидирует женская одежда (40%). Мужская одежда составила 19% от общего объема продаж. На втором месте оказалась детская одежда и обувь.

Следом идут товары для для дома и дачи, из них самыми продаваемыми в 2022 году стали стройматериалы и товары для ремонта, а приобретали их на 18% активнее. Кроме того, среди россиян востребованы бытовая техника, аудио- и видео-оборудование, комплектующие для компьютеров. В категории “Электроника” жители России чаще всего приобретали мобильные телефоны. Их продажи на Авито в 2022 году выросли на 25%. В топ-10 также вошли мебель и товары для интерьера, детские товары, инвентарь для спорта и отдыха. Самыми востребованными товарами из категории “Хобби и отдых” стали настольные игры и оборудование для фитнеса – по сравнению с 2021 годом их продажи на Авито выросли на 38%.

Авито с каждым годом становится все более популярной платформой, в том числе за счет проникновения Авито Доставки. Пользователи выбирают этот способ из-за его удобства и возможности безопасной сделки для обеих сторон: покупателю не нужно лично встречаться с продавцом, а деньги переводятся банком на карту продавцу после того, как покупатель проверяет и принимает товар. Мы развиваем доставку в качестве одного из стратегических направлений своей деятельности. Число объявлений, в которых подключена опция продажи через Авито Доставку, осенью 2022 года превысило цифру в 64 млн — и выросло в два раза за год.

Для нас приоритетно улучшение пользовательского опыта всех наших посетителей  –   продавцов и покупателей, поэтому в числе наших задач стоит не только расширение сети пунктов выдачи заказов и подключение дополнительных служб-партнеров, но и добавление кардинально новых способов доставки как для физических, так и для юридических лиц. Так, в 2022 году платформа впервые среди аналогичных сервисов запустила кросс-доставку одного товара несколькими логистическими службами. Продавец отправляет посылку через одну компанию, а покупатель получает ее в пункте выдачи от другой. Кроме того, в ноябре прошлого года Авито стал первым классифайдом, запустившим опцию корзины. В неё можно собрать товары от разных продавцов, даже от частных лиц, и оплатить как единый заказ. Если в корзине окажутся несколько товаров от одного продавца, их сгруппируют в одну посылку — доставка обойдётся дешевле. При заказе нескольких товаров из разных городов, каждая посылка «поедет своим маршрутом», но оплатить и оформить доставку нужно будет один раз.

Также важным нововведением  стал запуск опции DBS (доставка через собственную логистику) для продавцов. Это позволило всем, кто доставляет заказы через сторонние курьерские службы и использует площадку в качестве витрины, использовать преимущества «Безопасной сделки». На данный момент Авито разрабатывает инструмент, позволяющий самостоятельно определять тарифы и сроки доставки. Тогда через Авито можно будет заказывать в том числе и такие специфические категории товаров, как строительные материалы, корпусная мебель, сыпучие товары, авто- и мототехнику и даже катера и яхты.

Тематики: Маркетинг

Ключевые слова: Яндекс, электронная торговля, Авито