Hewlett-Packard отказывается от Palm WebOS

Рынок мобильных устройств продолжает лихорадить – предстоящая покупка поисковым гигантом Google компании Motorola Mobility лишь ускорила этот процесс. На днях компания Hewlett-Packard отказалась от дальнейшей работы над смартфонами и планшетами под управлением приобретенной ею годом ранее Palm WebOS. По мнению топ-менеджмента компании, закрепление на рынке смартфонов потребует чрезмерных инвестиций, которые могут и не привести к занятию сколь-нибудь существенной доли на рынке. Освободившиеся средства компания предпочла направить на развитие «облачных» сервисов и традиционных ключевых направлений.

Еще две недели назад Hewlett-Packard уверенно заявляла о поддержке WebOS и возможном встраивании этой операционной системы во всевозможные типы абонентских устройств компании. И первоначально компания очень активно двигалась в этом направлении. За год, прошедший со времени приобретения Palm за $1,2 млрд, НР успел вывести на рынок целое семейство новых устройств на весьма удачной и удобной WebOS – это смартфоны Palm Pre2, Palm Pre2 и HP Veer, а также планшет TouchPad. При этом компания намеревалась продавать до 100 млн устройств под управлением WebOS каждый год, ведя переговоры с предполагаемыми лицензиатами. И вот, рынок просто шокирован известием, сравнимым с новостью о сделке Google/Motorola, что от всех этих планов компания в один миг отказалась.

Теперь СЕО НР Лео Апотекер (Leo Apotheker) заявляет практически об обратном: полный выход из бизнеса консьюмерских мобильных устройств, а возможно, и уход с рынка ПК. Столь шоковый поворот объясняется постепенной потерей доли компании в основном бизнесе – производстве ПК, что во многом является последствием и аналогом продажи IBM своего ПК-подразделения Lenovo в 2004 году. Как и IBM, Hewlett-Packard будет ориентироваться на развитие технологии хранения данных и «облачные» сервисы, в пользу которых и отказался от битвы за положение в мобильном секторе. Стоит отметить, что разработка ПК является наиболее доходным из трех ключевых направлений деятельности Hewlett-Packard, только за первый квартал 2011 года принесшей компании $9,6 млрд. Далее по доходности следует технический сервис ($9,1 млрд) и принтеры ($6 млрд).


HP Veer унаследовал от Palm WebOS все лучшее, в том числе и характерный внешний облик устройств


И хотя продажи смартфонов и первого планшета HP TouchPad были незначительны, покупка ОС от Palm давала надежду на занятие достойного места под солнцем, в особенности с учетом принятой стратегии на «облачные» устройства, а не на прямую конкуренцию с продукцией Apple, как это часто было у Palm на американском рынке ранее. Эта стратегия сопровождалась общей реструктуризацией бизнеса HP, направленной на более заметную роль WebOS в разработках для персональных ПК и мобильных устройствах. Однако этим далеко идущим планам так и не суждено теперь сбыться – СЕО НР считает, что для этого потребуется слишком много времени, а предпринятые усилия окажутся просто бесполезными при конкуренции с могучими игроками, становящимися все сильнее. «Чтобы стать успешным в бизнесе потребительских устройств, мы должны были бы вкладывать очень много средств. И я считаю, что мы можем вложить их в более перспективные направления», – заявил СЕО НР Лео Апотекер.


Что будет делать НР с WebOS дальше, пока не ясно. Первым вариантом здесь является продажа ОС – вполне возможно, что WebOS может купить Amazon, Samsung или даже Microsoft. Вторым вариантом для Hewlett-Packard остается развитие «облачных» встраиваемых устройств, которые можно было бы устанавливать повсюду: от машин до медицинских датчиков. Такие устройства не требуют полноценной дорогостоящей ОС, используемой смартфонами, и НР уже заявлял, что ведет переговоры с партнерами. Однако здесь он встретит сильных конкурентов – прежде всего, Intel's MeeGo, дистрибутивы Linux (MontaVista, Wind River), а также Google Chrome OS. И здесь встанет принципиальный вопрос – как далеко готова зайти компания в поддержке жизнеспособности WebOS. Тем не менее руководство компании продолжает заявлять о поддержке ОС. «Помимо смартфонов и планшетов в мире существует еще масса различных устройств и направлений, где может потребоваться удобный пользовательский интерфейс», – отметил первый вице-президент Hewlett-Packard Стефен ДеВитт (Stephen DeWitt). Рынок не-смартфонов и вертикально-интегрированные рынки только начинают развиваться, – на них НР сможет найти место для WebOS, в особенности подобрав такое, где возможности появления Apple будут минимальными. «Если вы хотите быть частью закрытой экосистемы Apple и играть по ее правилам – ваше право. Наша стратегия заключается в большей открытости, открытой архитектуре и гибкости использования WebOS в разных сферах», – отметил г-н ДеВитт.

 

Доля устройств под управлением WebOS на рынке США все время снижалась. Приобретение Palm компанией Hewlett-Packard в апреле 2010 г. ситуацию не изменило. Данные androidandme.com на май 2011 г.

 

Третьим возможным сценарием для НР является продажа патентного портфолио Palm. По неподтвержденным данным, перед покупкой всей компании Palm оценивал собственное патентное портфолио в $800 млн (1500 патентов). Здесь стоит отметить, что именно из-за патентного портфолио совсем недавно Google объявил о согласии приобрести Motorola Mobility. Причем в случае неодобрения сделки регулятором или ее срыва по тем или иным причинам, Google обязуется выплатить Motorola Mobility $2,5 млрд компенсации или 20 % от суммы итоговой сделки, в то время как Motorola Mobility должна будет выплатить в этом случае Google лишь $375 млн или 3 % от суммы сделки. Кроме того, на волне новостей о сделке Google/Motorola акции Nokia, в ожидании приобретения ее гигантом Microsoft, мгновенно поднялись на 15 %, хотя в последующие дни, в отсутствии подтверждения таких слухов, и вернулись к первоначальным показателям.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Мобильная связь, Интернет, Рынок ПК, Маркетинг, ПО, Web

Ключевые слова: сотовая связь, смартфоны, коммуникаторы, Android