Блокировка звонков в Telegram и WhatsApp повлияла на то, что россияне стали чаще звонить друг другу по обычным мобильным номерам. Как сказали «Известиям» в Минцифры, в августе рост голосового трафика в сетях связи составил порядка 20–30%.
Звонки через мессенджеры были актуальны для тех, кто общался с абонентами в других городах или странах.
Данные о росте спроса на телефонию подтвердили в T2. После частичного ограничения звонков в мессенджерах (официально Роскомнадзор объявил об этом 13 августа), в среднем по России голосовой трафик вырос на 9%, в ряде регионов — этот показатель составляет до 30%, сообщила «Известиям» представитель оператора Дарья Колесникова. Как изменилась структура трафика (местные, междугородные и международные звонки), в компании не уточнили.
— Мы отмечаем прирост голосового трафика, но оперативно реагируем на динамику и в случае необходимости агрегируем частоты в 3G, чтобы базовая станция справлялась с нагрузкой. Проблем с традиционным голосовым сервисом не фиксируем, — добавила Дарья Колесникова.
Представители МТС, «Мегафона» и «Вымпелкома» от комментариев отказались.
Из-за выросшей нагрузки на сети иногда наблюдаются сбои при дозвоне в сотовых сетях, отметил гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Это не постоянная и не повсеместная ситуация, но все-таки такое случается, добавил он.
Руководитель проекта Content-Review Сергей Половников объясняет это тем, что значительная часть голосового трафика (до 30%) проходила по технологии VoLTE в сетях LTE. Когда отключается интернет и к этому добавляется ушедший из мессенджеров трафик, голосовые вызовы возвращаются в сети старых стандартов 2G и 3G, что приводит к перегрузке оборудования, рассказал он. Решением проблемы эксперт видит, к примеру, неотключение VoLTE при атаках БПЛА.
Трафик мобильной голосовой связи в России до сих пор неуклонно падал под давлением мессенджеров. По словам партнера ComNews Research Леонида Коника, за последние полтора десятка лет люди привыкли не только переписываться в мессенджерах, но и звонить через них даже внутри одного города. Изначально же такой способ общения использовался для экономии на роуминге или звонках за границу.
— С блокировкой голосовых вызовов в мессенджерах часть трафика (прежде всего, местного, то есть в пределах города или региона) вернулась в сотовые сети. Операторы давно отвыкли от таких нагрузок, и сети явно не справляются, хотя 15 лет назад такое бывало только в новогоднюю ночь, — отметил он.
Эксперт объяснил это тем, что сотовые компании в последнее десятилетие методично переводили радиочастоты из сетей 2G и 3G, в которых есть техническая возможность передачи голосового трафика, в более маржинальную сеть 4G/LTE. По его словам, вернуть частоты обратно в старые стандарты теоретически возможно, но это потребует значительных ресурсов и времени.
По оценке TelecomDaily, за последние две недели телефонный трафик в России вырос на 15–20%, причем 40% этих звонков — междугородные и международные. Логично предположить, что с увеличением трафика, могут вырасти и расходы граждан на связь. По оценке Дениса Кускова, к концу года расходы абонентов на связь могут увеличиться примерно на 7%, а для активных пользователей междугородних звонков — до 500 рублей в месяц.
При этом операторы не планируют повышать тарифы, считают связисты и аналитики, исследующие телеком-рынок.
— Мы не планируем корректировать тарифы, так как наши предложения включают объемные пакеты минут, которых достаточно для разговоров по традиционной голосовой связи практически без ограничений, — сообщила «Известиям» Дарья Колесникова из Т2. — Можно выбрать оптимальный объем трафика в соответствии с потребностями.
Денис Кусков также сомневается в том, что тарифы на связь вырастут — хотя бы потому, что их повышение контролирует Федеральная антимонопольная служба. Он считает, что средний чек может увеличиться за счет более активного использования абонентами местных, междугородных и международных звонков.
— Дополнительные доходы операторам целесообразно было бы использовать для расширения и модернизации сетей, для улучшения качества связи. В частности, эти средства могут быть направлены на закупку отечественного сетевого оборудования: это даст стимул развитию российского высокотехнологичного производства, — отметил эксперт.
По данным Росстата, сейчас средняя стоимость сотовой связи в РФ практически не растет. Она снизилась с 679,79 рубля в месяц в январе до 668,86 в июне, немного скорректировавшись до 678,56 рубля в июле.
О том, что из-за блокировок мобильного интернета и проблем с мессенджерами россияне вынуждены вспоминать о технологиях сотовой связи, считающимися устаревшими, участники рынка говорили и ранее. Так, в июне-июле по сравнению с началом года трафик SMS-сообщений вырос на 12–15%, рассказывал «Известиям» один из них. По его словам, это касается как сервисных сообщений — кодов авторизации, информации о платежах и доставке товаров, — так и личной переписки.
— Общее количество исходящих SMS, которые отправляли наши абоненты за последние полгода, увеличилось в среднем на 15%, — сообщали в пресс-службе «МегаФона», сравнивая середину лета с началом года.
Сейчас аналогичная ситуация наблюдается и со звонками по мобильным сетям, и это заставляет вспомнить о том, что до сих пор далеко не везде в России есть сотовая инфраструктура, позволяющая пользоваться голосом даже в архаичном стандарте 2G.
— В доме у родителей нет сотовой связи, но есть проводной интернет — до сих пор для созвонов они использовали мессенджеры, — рассказала «Известиям» пользователь Мария. — Но с блокировкой звонков в мессенджерах возможность разговаривать с ними исчезла.
Такая проблема действительно есть — сейчас около 7% населения России не имеет устойчивого доступа к мобильной связи, отметил Денис Кусков.
— Говорить о том, сколько территории не покрыто бессмысленно — она огромная. Это и отдаленные населенные пункты, автомобильные и железные дороги, и множество других локаций, — утверждает он.
По его словам, проблемы есть практически во всех российских регионах: проявляются они, в частности, в Ярославской, Вологодской, Тверской областях, Краснодарском крае и Новосибирской области и даже в Подмосковье.
Впрочем, списывать всё на желание операторов сэкономить на телефонизации труднодоступных районов было бы преувеличением, уточнил эксперт. Сетевое оборудование сейчас дефицит, и перед связистами встает вопрос: устанавливать ли его в городе, где каждый час оно будет обслуживать тысячи пользователей или же на трассе, где за это время проезжает одна машина, и каковы в этом случае социальные приоритеты. Кроме того, в отдаленных локациях такое оборудование зачастую технически невозможно установить — точнее, обеспечивать хотя бы его минимальную окупаемость, добавил он.
Например, созданная в 2023 году межведомственная рабочая группа при Минцифры выяснила, что необходимая для строительства LTE-сетей инфраструктура есть только на 10% обследованных ей участках автотрасс. В связи с этим оставшиеся 90% участков федеральных автодорог не могут быть обеспечены покрытием LTE из-за отсутствия электропитания для оборудования, отмечалось в материалах Госкомиссии по радиочастотам.
Между тем, по данным Минэкономразвития, люди стали чаще ездить в турпоездки на автомобилях. В 2024 году на автотуризм пришлось 40% от всех туристических поездок по стране, в 2025-м ожидается увеличение до 43%.
В этой ситуации автомобилистам необходимо оставаться на связи.
В Минцифры «Известиям» сообщили, что работа по подключению к сети небольших населенных пунктов и автотрасс ведется планомерно и постоянно — это один из приоритетов.
— Ведомство реализует программу устранения цифрового неравенства, в рамках которой ведется установка базовых станций. С 2025 года программа была расширена и охватила больше населенных пунктов — верхняя граница численности жителей была поднята с 500 до 1 тыс. человек. Благодаря этому можно еще эффективнее решать вопросы, связанные с повышением доступности телеком-услуг, — отметили в там.
Кроме того, Минцифры ведет работу по подготовке ко второму чтению законопроекта о совместном использовании базовых станций операторами связи. Изначально он предусматривал, что в населенных пунктах с численностью населения до 1 тыс. человек, в которых оказывают телеком-услуги не все федеральные операторы, доминирующий оператор будет обязан обеспечить совместный доступ к своему оборудованию другим компаниям на договорных условиях.
В ведомстве также напомнили, что летом Госдума приняла разработанный при участии Минцифры закон о размещении и эксплуатации сооружений связи в границах полос отвода автомобильных дорог. Он направлен на оптимизацию взаимодействия операторов связи и владельцев трасс. Его реализация позволит снять сложности, затягивающие процесс развития телеком-инфраструктуры, и ускорить обеспечение автотрасс качественной связью, указывают в ведомстве.
На горизонте трех-четырех месяцев с момента блокировок «голоса» в WhatsApp и Telegram ожидается, что не менее 50% местных вызовов с мобильного на мобильный по стране (обычно попадающих в пакеты минут), вернется в сотовые сети, полагает Леонид Коник. При этом доля междугородних звонков, которые перейдут к операторам, составит 15–20%, а международного трафика — не более 5%. В последнем случае абоненты, скорее всего, будут использовать видеоплатформы и альтернативные мессенджеры, заключил эксперт.
Валерий Кодачигов