Вице-президент «ЛАНИТ» Валерий Шинкарюк: «Созданная нами АИС ОСАГО важна в масштабах всего государства»

С середины декабря 2012 года на базе Российского союза автостраховщиков (РСА) начала работать единая автоматизированная информационная система ОСАГО (АИС ОСАГО), значение которой даже в масштабах всего государства трудно переоценить. Система обеспечивает круглосуточный высокопроизводительный сервис для страховых компаний по расчету коэффициентов страховых тарифов за счет собранных в единой базе данных по всем транспортным средствам, их собственникам, лицам, допущенным к управлению, и истории их безубыточного вождения. О ходе реализации этого проекта рассказывает вице-президент «ЛАНИТ», руководитель дирекции по работе со страховыми и телекоммуникационными компаниями Валерий Шинкарюк.

 Валерий, будьте добры, расскажите о созданной вами системе. Для чего она предназначена?

 - С 14 декабря 2012 года АИС ОСАГО работает в круглосуточном режиме и обеспечивает высокий уровень доступности – страховые компании получили возможность в онлайн-режиме проводить расчет коэффициентов страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия в предшествующие периоды страховых выплат (коэффициент «бонус-малус»). Кроме того, благодаря интеграции АИС ОСАГО c Единой автоматизированной информационной системой по техническому осмотру МВД РФ с использованием Системы межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), страховщики получают сведения о техническом осмотре транспортных средств, а в МВД поступают сведения об операторах технического осмотра. Появление у автостраховщиков единой базы ОСАГО, которая будет хранить страховую историю каждого водителя за последние пять лет, кардинально меняет систему взаимоотношений между автомобилистами и страховщиками. Система позволит исключить возможность некорректного расчета стоимости страхового полиса, а также позволяет выявить грубые нарушения, например, предоставление страховщику ложных сведений об отсутствии убытков по ранее заключенным договорам.

 Что было создано «ЛАНИТ» в рамках реализации проекта?

 - Специалисты «ЛАНИТ» всего за несколько месяцев спроектировали и разработали прикладное программное обеспечение, поставили необходимые высокопроизводительные и отказоустойчивые программно-технические средства и обеспечили запуск всей системы в запланированный срок. В 2012 году компанией «ЛАНИТ» были созданы: подсистема «Договоры и КБМ», модуль регистрации запросов к системе СМЭВ и модуль по ведению реестра операторов технического осмотра. Мы также поставили аппаратную платформу на линейке высокопроизводительных и отказоустойчивых серверов HP и произвели ее наладку. Работа над всеми модулями шла одновременно, с координацией между проектами для достижения высокого уровня качества. Разработка велась на открытых технологиях Java. Промышленная среда работает под управлением современных операционных систем компании Microsoft. В качестве средств управления базой данных была выбрана платформа Oracle. В системе реализован ряд механизмов для повышения отказоустойчивости и защиты от возможных аппаратных сбоев. Производительность обработки данных, которую обеспечивает принятая архитектура, позволяет с хорошим запасом перекрыть текущие потребности рынка ОСАГО и гарантирует надежную работу даже в условиях быстрого роста автопарка и числа водителей.

 Расскажите об архитектуре системы АИС ОСАГО, как организована работа автостраховщиков в системе?

 - Единая база по договорам ОСАГО и убыткам развернута в центре обработки данных, который расположен в Москве. В нее поступает информация обо всех договорах, заключаемых в России, и полисах ОСАГО. Нужно подчеркнуть, что речь идет об одном из функциональных модулей автоматизированной информационной системы ОСАГО – программном модуле «Договоры и КБМ». В основе модуля – компонентная архитектура. Корпоративные информационные системы автостраховщиков, обращаясь к веб-сервисам модуля, могут для каждого собственника или водителя (если договор заключается без ограничения лиц, допущенных к управлению) транспортного средства в режиме онлайн получать коэффициент бонус-малус (КБМ), рассчитанный по единой базе договоров. Одновременно проводится проверка наличия в базе МВД РФ действующего талона техосмотра или диагностической карты, подтверждающих техническую безопасность транспортного средства. Другой компонент принимает данные страховых компаний о заключенных договорах и выплатах страховщиков по убыткам ОСАГО. Специальный компонент проверяет корректность бланка полиса ОСАГО каждого присланного договора по базе бланков строгой отчетности. Модуль содержит компоненты, обеспечивающие регламентированное взаимодействие через СМЭВ с Единой автоматизированной информационной системой технического осмотра, используемой в Министерстве внутренних дел РФ.

Какова была ситуация до реализации проекта?

 - Ранее страховая компания при заключении договора ОСАГО не могла проверить предоставленные страхователем сведения о безаварийном вождении за предыдущий период страхования. Иногда информация о наличии убытков в предыдущем периоде просто не проверялась, коэффициент для расчета страховой премии снижался на основании сведений, представленных самим страхователем, а при переходе страхователя в другую страховую компанию даже не очень успешная история вождения собственника или лиц, допущенных им к управлению, не учитывалась вовсе. Это позволяло страхователям занижать стоимость нового договора и избегать повышающего коэффициента из-за непредоставления точных и полных сведений. С вводом в эксплуатацию новой системы ситуация меняется. Теперь при необходимости страховщик сможет получить полные сведения об истории безаварийного (или аварийного) прошлого водителей всех транспортных средств в России, поскольку система работает в автоматическом режиме, с высокой скоростью обрабатывая запросы. Присылаемые страховщиками полисы проходят целый комплекс автоматических проверок качества данных для последующего расчета КБМ. Сервисы системы не требуют участия персонала в обработке данных, поэтому влияние человеческого фактора на корректность расчетов полностью исключено. Кроме того, расчет ведется в строгом соответствии с методическими указаниям профессионального объединения автостраховщиков.

 Что происходило в рамках каждой стадии реализации проекта АИС ОСАГО?

 - Основная фаза проектирования и разработки пришлась на лето 2012 года, и уже с сентября началась опытная эксплуатация системы. К ноябрю было смонтировано специально приобретенное для системы оборудование, и уже с середины ноября страховые компании приступили к массовой загрузке ранее заключенных договоров и убытков по договорам, на основании которых система делает расчеты КБМ. К январю 2013 года база была наполнена необходимыми данными. Со вступлением в силу в конце декабря некоторых изменений в федеральном законодательстве страховщики получили небольшую отсрочку по предоставлению сведений о договорах в АИС ОСАГО на 15 дней от даты заключения. При этом расчет КБМ и проверка факта технического осмотра являются по-прежнему онлайн-инструментами страховщиков и позволяют в случаях, допустимых законодательством, применять при заключении договоров значения КБМ, полученные из АИС ОСАГО.

 Вы упомянули о законодательных предпосылках к реализации проекта. Не могли бы вы рассказать о них поподробнее?

 - Действительно, прямой предпосылкой к созданию единой базы по договорам и убыткам в составе АИС ОСАГО стали изменения в федеральном законе № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которые касались обязанности автостраховщиков непосредственно при заключении нового договора ОСАГО или при внесении в него изменений вводить новые данные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования. Федеральный закон № 267-ФЗ от 25.12.2012 до 30 июня 2014 года приостановил действие норм о внесении в АИС ОСАГО сведений о заключенном договоре или о внесении в него изменений непосредственно при заключении договора или внесении в него изменений. Также отложен до 1 июля 2014 года запрет на заключение договора ОСАГО без внесения сведений в АИС ОСАГО и проверки представленных сведений в АИС ОСАГО и ЕАИС ТО МВД РФ. На период с 1 января 2013 года по 30 июня 2014 года установлен новый порядок определения КБМ с использованием АИС ОСАГО.

 С какими трудностями вам пришлось столкнуться при реализации проекта?

 - Хотя система уже работает, говорить о том, что процесс ее внедрения закончен, еще рано: страховой рынок только начал подстраиваться под новые условия. В основном вопросы, которые приходилось (и еще приходится) решать со страховщиками, связаны с форматом и качеством данных. Эти параметры постепенно выравниваются, а качество данных, присылаемых страховщиками, повышается, но реагировать на возникающие время от времени трудности с приемом данных в АИС ОСАГО требуется достаточно быстро. А если учитывать масштабы российского рынка ОСАГО, то поддержка страховых компаний и мониторинг доступности системы должны обеспечиваться круглосуточно.

 Каковы ваши впечатления от работы по интеграции с системой СМЭВ? Как вы оцениваете текущую стадию ее реализации?

 - Интеграция со СМЭВ в данном проекте потребовала от профессионального объединения автостраховщиков значительных организационных затрат. Они были связаны с тем, что СМЭВ предназначена для организации взаимодействия между органами власти, а РСА или Банк России к этой категории не относятся, хотя и играют заметную роль в жизни государства. Тем не менее все участники проекта, осознавая его значение для формирования информационного ресурса всероссийского масштаба, справились с поставленными задачами. Не исключено, что со временем на портале государственных услуг появятся соответствующие сервисы, и преимущества прямого взаимодействия с АИС ОСАГО сможет оценить не только Министерство внутренних дел, но и мы с вами. Пока же говорить о таких оценках рано.

 Количество автостраховщиков, работающих в АИС ОСАГО на данный момент?

 - Здесь более важен масштаб из операционной деятельности. Ведь сегодня Российский союз автостраховщиков объединяет немногим более ста страховых компаний. Но многие из них имеют развитые филиальные сети, охватывающие все регионы России. В результате ежегодно (!) в системе ОСАГО страхование ответственности оформляют собственники около 40 млн транспортных средств. Часто полисы ОСАГО содержат сведения о нескольких лицах, допущенных к управлению, и для каждого из них ведется история безаварийного вождения. При расчете суммы страхования требуются данные по всем договорам, срок действия которых истек не позднее года с момента заключения нового договора. Всё это предъявляет особые требования к системе хранения информации и ее защите.

 Валерий, в заключение хотелось бы у вас спросить о дальнейших планах развития АИС ОСАГО.

 - В настоящее время обсуждается возможность создания единого информационного поля страховых компаний, органов ГИБДД и здравоохранения. И, вероятно, уже в ближайшем будущем будет создан государственный информационный ресурс, содержащий полный свод данных о водителях, включая сведения о допуске к управлению транспортным средством; об организации, выдавшей медицинскую справку, диагностическую карту или талон техосмотра; о полисе ОСАГО у водителя либо у владельца транспортного средства. Можно также предположить, что этот ресурс обеспечит и выявление случаев мошенничества на страховом рынке. Например, страховым компаниям может быть интересна информация о транспортных средствах, зарегистрированных в малонаселенном пункте с невысоким уровнем аварийности, или на протяжении года регистрируемых камерами видеофиксации на дорогах столицы или других крупных городов России, в которых применяются повышенные тарифы, связанные с высоким уровнем аварийности на дорогах из-за большого числа автотранспорта. Можно рассматривать и возможность онлайн-взаимодействия через СМЭВ с Гознаком для проверки бланков строгой отчетности. Возможны и другие перспективы, о которых пока рано говорить.

 Спасибо за беседу!

 

Биографическая справка:
Вице-президент, руководитель дирекции по работе со страховыми и телекоммуникационными компаниями «ЛАНИТ» Валерий Шинкарюк
Родился 25 января 1973 года. В 1995 году окончил Военную инженерно-космическую академию им. А. Ф. Можайского по специальности «инженер-механик по энергетическим и двигательным установкам космических аппаратов». С 1995 по 1998 годы являлся научным сотрудником 46-го Центрального научно-исследовательского института Министерства обороны РФ. С 1998 года и до прихода в «ЛАНИТ» работал в таких компаниях, как «Видео Интернешнл» и «ВымпелКом». В группе компаний «ЛАНИТ» – с 2003 года. Прошел путь от главного специалиста до директора департамента в отделении систем управления и консалтинга. С 2007 года руководит дирекцией по работе со страховыми и телекоммуникационными компаниями.

Справка о компании:
Группа компаний «ЛАНИТ» – «ЛАборатория Новых Информационных Технологий» – ведущая в России и СНГ многопрофильная группа ИТ-компаний. Создана в 1989 году. Компании группы предоставляют полный комплекс ИТ-услуг, число которых неуклонно увеличивается за счет освоения передовых и наиболее востребованных технологий и решений. Сегодня «ЛАНИТ» является крупнейшим российским системным интегратором и ведущим партнером более 200 основных мировых производителей оборудования и программных решений в области высоких технологий. На предприятиях «ЛАНИТ» работает стабильная и высокопрофессиональная команда общей численностью более 5000 человек. Многие сотрудники имеют ученые степени. Более 1200 специалистов сертифицированы ведущими мировыми вендорами высокотехнологичного оборудования и ПО.

Автор: Сергей Мальцев.

Тематики: Интеграция, ПО

Ключевые слова: ЛАНИТ