В поисках доходов

Как показала телекоммуникационная выставка "Норвеком-2004", акцент в конкурентной борьбе сотовых операторов смещается в область предоставления дополнительных услуг.

В конце февраля в Санкт-Петербурге проходила международная телекоммуникационная выставка "Норвеком-2004", уже не первый год демонстрирующая впечатляющий рост телекоммуникационного рынка России. Стенды более чем 200 компаний разместились в четырех павильонах выставочного комплекса "Ленэкспо", которые в эти дни посетило, по предварительным оценкам, около 20 тыс. человек. Выставка впервые была поделена на два тематических раздела: Norwecom PRO для профессионалов и Norwecom OPEN для массового потребителя.

Таким образом, "Норвеком", начинавшийся как узкоспециальный форум профессиональных связистов, превратился в представительный смотр коммуникационных технологий для пользователя. Причем компании не только информировали и обучали посетителей выставки, но и развлекали. Так, МТС совместно с радиостанцией "Радио Studio" рекламировала интерактивную игру Air Diving Game: абонент сети становится ее участником, услышав в эфире радио специальный ролик и набрав на своем телефоне номер доступа. Задача игроков - пройти линейку вопросов, выйти в финал и победить.

Традиционно наибольший интерес у посетителей вызвал раздел выставки, посвященный сотовой связи, операторы которой привлекали гостей шумными промо-акциями и демонстрацией новейших возможностей своих сетей. При этом компании особый акцент делали на дополнительные, неголосовые услуги. По мнению специалистов, достижения именно в этой сфере могут очень скоро стать решающим фактором в конкурентной борьбе операторов.

Сэкономили

TELE 2 оказалась единственной мобильной сетью, не имеющей на выставке собственного стенда. Многочисленные представители четвертого петербургского GSМ-оператора, встречавшие гостей не только у входа на "Норвеком", но и на ближайших станциях метро, на вопрос об участии компании в выставке отвечали уклончиво: "Мы экономим деньги и не тратим средства на имиджевую рекламу".

Между тем, как показывает опыт, участие в выставке для оператора - не столько амбициозная промо-акция, сколько возможность встретиться с существующими и потенциальными абонентами лицом к лицу, а заодно представить свои последние новинки. Стремление к этому продемонстрировали не только сотовые компании, но и представители других сегментов телекоммуникационного рынка. "Начать продвижение нового проекта невозможно без участия в публичных мероприятиях", - считает Дмитрий Леванков, директор по маркетингу компании "Петербург Транзит Телеком", представляющей на выставке свой проект телефонизации петербургских новостроек "Линия 1". Еще более лаконично выразился директор по маркетингу и развитию бизнеса компании " Метроком" Павел Терещенко: "Не участвовать в крупнейшей выставке мы не можем. Мы же на рынке".

Под новым брэндом

Одной из новостей одиннадцатого "Норвекома" стало объявление северо-западным филиалом ОАО "МегаФон" о выводе на рынок нового брэнда - "МегаФон.Pro", который объединил все дополнительные услуги, доступные абонентам сети. Как уверяют его разработчики, "компания создала новый брэнд для того, чтобы абонентам было проще ориентироваться в сложном информационном потоке". "Если вы слышите "МегаФон", значит, речь пойдет об основных голосовых услугах сети. Если же звучит "МегаФон.Pro" - вы получите информацию о дополнительных сервисах", - объяснил разницу коммерческий директор сети "МегаФон Северо-Запад" Николай Деменчук.

"МегаФон.Pro" насчитывает уже более 100 дополнительных услуг и сервисов, предоставляемых в северо-западной сети компании. В будущем брэнд распространится на общероссийскую сеть, однако, по словам представителя оператора, о сроках говорить еще рано: "МегаФон" - крупная сеть, работающая в разных регионах, которые сильно отличаются по уровню развития мобильной связи, а также по доходам населения. Есть области, где все еще необходимо продвигать саму идею сотовой связи и наличие второго брэнда только внесет путаницу. Там же, где "мобильное" проникновение уже превышает 50%, такое разделение сервисов пойдет на пользу и оператору, и абонентам.

Новый брэнд "МегаФон.Pro" объединил все услуги: как вполне традиционные (например, обмен SМS-сообщениями), так и новейшие высокотехнологичные сервисы. На выставке демонстрировались и такие услуги, которые оператор еще только собирается запустить в эксплуатацию. Так, "МегаФон" решил включить в мультимедийное общение не только владельцев мобильных телефонов или компьютеров. Новая услуга "На деревню дедушке" позволяет абоненту отправить ММS-открытку, например свою фотографию, сделанную с помощью телефона со встроенной фотокамерой, на обычный почтовый адрес, то есть открытка прибудет адресату не в электронном виде, а в обычном почтовом конверте.

Еще одна новая услуга, позиционирование мобильных абонентов "Локатор", позволит пользователям определять с точностью до нескольких сотен метров местоположение членов своих семей, например детей: по SМS-запросу абонент будет получать на дисплей телефона координаты владельца другого аппарата. Для "МегаФона" это уже не первый проект слежения за объектами. В декабре 2002 года в московской сети была запущена система мобильного позиционирования WebLocator, которая обеспечивает контроль и безопасность транспортных средств. По данным оператора, рост абонентской базы услуги - 15-25% в месяц, ежемесячная средняя прибыль с одного автомобиля или груза, подключенного к системе, составляет 48 долларов. Подключиться к WebLocator можно в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Тольятти и Казани. Подобная услуга действует и в сети "МегаФон Кавказ".

Скорости растут

В числе новейших высокотехнологичных сервисов на стендах выставки демонстрировался и беспроводной широкополосный доступ в Интернет по технологии Wi-Fi. Эта технология позволяет передавать данные с ноутбуков или карманных компьютеров в ограниченной зоне (радиус действия базовой станции - 50-200 м) с максимальной скоростью до 11 Мбит/с (более чем достаточно для комфортного интернет-серфинга и работы с электронной почтой). "МегаФон" и МТС официально объявили на выставке об открытии зон (хот-спотов) Wi-Fi доступа в Санкт-Петербурге, а "ВымпелКом" анонсировал организацию Wi-Fi-роуминга между столицами.

"МегаФон" представил новый совместный проект с оператором беспроводной передачи данных "Квантум" - "Мобильный Интернет Wi-Fi". На сегодняшний день в городе уже действует четыре точки доступа этой компании ("Квантум" владеет 15 хот-спотами). В течение трех месяцев партнеры намерены закончить тестовую эксплуатацию услуги и предложить ее абонентам в коммерческое пользование. МТС имеет в Санкт-Петербурге пока один хот-спот, который установлен в гостинице "Прибалтийская" весной прошлого года. На сегодняшний день услуга предоставляется оператором в тестовом режиме, запуск в коммерческую эксплуатацию запланирован на весну нынешнего года. "ВымпелКом" собирается развивать Wi-Fi в партнерстве с петербургской компанией "ПетерСтар": в результате реализации совместного проекта абоненты смогут подключаться к Интернету в Петербурге в точках доступа "ПетерСтара", а в Москве - в пяти существующих сегодня хот-спотах "ВымпелКома".

Накануне открытия петербургской выставки стало известно, что финская компания Nokia представила на рынке новый мобильный телефон, использующий технологию Wi-Fi и позволяющий выходить в Интернет и даже совершать телефонные звонки в обход традиционных сетей сотовых операторов. По оценке Wall Street Journal, новый Nokia Communicator 9500 может представлять собой угрозу для бизнеса сотовых операторов, возлагающих надежды на продажу услуг беспроводной передачи данных. Однако новинка стоит пока очень дорого даже для европейских абонентов: ее рекомендованная цена - 1013 USD. Сегодня петербургские сети Wi-Fi ориентированы в основном на бизнесменов и богатых туристов (стоимость часа работы составляет около 6 долларов) и действуют в аэропортах, на вокзалах, в бизнес-центрах, гостиницах.

Дела небесные

"СкайЛинк", крупнейший петербургский не GSМ-оператор, благодаря используемой технологии CDMA-450 изначально обладающий возможностью высокоскоростной (до 153 кб/с) передачи данных в своей сети, представил на выставке новый контент-проект - мобильный портал "СкайБизнес", рассчитанный на доступ через карманные компьютеры. Совместно со своим главным партнером по проекту компанией "Микробит" оператор рассчитывает, что появление интересного и полезного контента в ближайшие два года увеличит количество пользователей PDA в два-три раза и соответственно повлияет на рост абонентской базы сети "СкайЛинк".

По данным генерального директора " Микробита" Антона Петрова, сегодня в Петербурге около 15.000 владельцев карманных компьютеров, в Москве - более 30.000. Для них на портале "СкайБизнес" оператор разместил новости деловой и политической жизни, услуги "Мобильного переводчика", "Мобильную почту", справочник "Весь Петербург" и др., а также развлекательную информацию, в том числе игру "Мир волшебников".

Пока еще нерешенной проблемой для абонентов "Скайлинк", желающих пользоваться связкой телефон - PDA, остается неудобный процесс соединения устройств: требуется или специальный шнур, или особая приставка к карманному компьютеру (в этом случае он превращается в "смартфон" и, чтобы совершать звонок, необходимо дополнительно подключать гарнитуру hands-free). Беспроводное подключение через инфракрасный порт или Bluetooth, давно реализованное в аппаратах GSM, в телефонах CDMA-450 пока неосуществимо. В "Скайлинке", ссылаясь на рыночный механизм "спрос рождает предложение", надеются, что в скором времени такие решения появятся на рынке. "Мы над этим работаем", - уверил журналистов на пресс-конференции коммерческий директор компании Дмитрий Александров. Правда, не совсем понятно, как абоненты, желающие идти в ногу с прогрессом, смогут использовать старые дорогостоящие аппараты при появлении новых устройств, - на этот вопрос у оператора не нашлось ответа.

Все только начинается

Как показал "Норвеком-2004", все больше и больше внимания сотовые операторы уделяют как развитию, так и демонстрации своих дополнительных услуг. "Безусловно, телекоммуникационные компании будут работать, используя уже неценовые методы конкуренции, - считает пресс-секретарь "Дельты Телеком" (оператор сети "СкайЛинк") Кирилл Волошин. - Такими допуслугами, как SMS, рингтоны, картинки, рынок уже насыщен. Необходимо нечто новое - то, что сможет привлечь абонентов, будет им интересно". Его поддерживает заместитель начальника службы маркетинга "Телеком ХХI" (МТС) Ирина Винокурова: "Одно из направлений, которое развивается операторами как необходимый инструмент в конкурентной борьбе, - развитие допуслуг, причем это не исключительный метод или способ конкуренции, хотя является неотъемлемой ее частью".

Развитие дополнительных услуг сегодня - не только весьма сильное оружие в конкурентной борьбе, но и растущая статья дохода операторов. Так, по данным ОАО "МегаФон", так называемый "индекс инноваций", или доход от дополнительных услуг, в сети "МегаФон Москва" превышает 14%, а на Северо-Западе составляет более 11%, при этом высокотехнологичными сервисами регулярно пользуются около 10% абонентов. Однако это совсем не предел: европейские мобильные операторы, такие как Orange или Vodafon, имеют инновационный показатель порядка 20%. А в Японии, например, индекс "зашкаливает" за 60%.

Как отметил на пресс-конференции, посвященной открытию "Норвекома-2004", первый заместитель министра РФ по связи и информатизации Александр Киселев, "телекоммуникационная выставка - это не только демонстрация достижений, но и взгляд в будущее. Ряд технологий, представленных в Петербурге сегодня, будут обеспечивать развитие отрасли в ближайшие пять лет". "Хотя на своем опыте могу сказать, что прогресс в телекоммуникациях идет быстро и скачкообразно: то, что кажется сегодня далеким будущим, буквально за год устаревает и становится чуть ли не архаичным", - добавил замминистра.

Технологии развиваются стремительно, и может оказаться, что многие из полуфантастических новинок, представленных на сегодняшней выставке, очень скоро войдут в обиход, станут привычными и обыденными, как это произошло буквально за два последних года с самой сотовой связью. Российский "Норвеком" в очередной раз продемонстрировал, что в области мобильной связи, которая наконец-то стала доступна практически каждому, все самое интересное только начинается...

Тематики: Фиксированная связь, Мобильная связь, Маркетинг

Ключевые слова: