Такие активы нужны самому

Наз­на­чен­ные на вче­ра тор­ги по про­даже роз­ничных ак­ти­вов АО "Ком­па­ния Тран­сТе­леКом" (ТТК) не сос­тоя­лись - как выяс­нил ComNews, на них не бы­ло по­дано ни од­ной заяв­ки. Стар­то­вая це­на аук­цио­на, анон­си­рован­но­го ор­га­низа­тором тор­гов - ин­вес­тбан­ком "ВТБ Ка­питал" - в на­чале ап­ре­ля 2021 г., сос­тавля­ла 8,9 млрд руб.

Объектом продажи являлись супермажоритарные пакеты акций двух дочерних компаний ТТК, в которых сосредоточен розничный бизнес группы: 100% долей ООО "ТТК-Связь" и 75,2% акций АО "Зап-СибТранстелеком".

Источник, близкий к ТТК, рассказал ComNews, что конкурс не состоялся, поскольку на него никто не пришел. "Однако в компании не огорчились, так как в пандемию массовый рынок показывает хорошие результаты, а стратегия предусматривает как выход из розницы, так и работу в этом сегменте", - уточнил он.

ТТК создавался как магистральный оператор, работающий исключительно на межоператорском и корпоративном рынках. Однако в стратегии развития компании на 2011-2015 гг. ключевым элементом стало развитие розничных услуг ШПД: именно B2C-сегмент должен был повысить стоимость ТТК до 75,5 млрд руб. к 2015 г. - с 10 млрд руб., в которые компания оценивала себя в 2011 г. Но столь взрывного роста достичь не удалось, и уже в 2016 г. ТТК впервые заговорил о продаже розничного бизнеса. В 2019 г. идея продажи B2C-бизнеса включена в проект стратегии ТТК до 2025 г.

В ТТК на запрос ComNews не ответили, сославшись на то, что первым официальное сообщение должен дать организатор торгов – АО "ВТБ Капитал". Со стороны "ВТБ Капитала" сделку курировали два директора – Георгий Надыров и Максат Кульманов. Георгий Надыров ответил корреспонденту ComNews, что в связи с условиями конфиденциальности аукциона "ВТБ Капитал" не раскрывает информацию.

Известный в российском секторе M&A в телекоме менеджер на условиях анонимности сказал корреспонденту ComNews: "Стратегические инвесторы в России предпочитают вести прямые переговоры о цене и условиях сделки и не очень любят аукционы".

Константин Анкилов из "ТМТ Консалтинга", комментируя извещение о торгах, которое опубликовало АО "ВТБ Капитал" в апреле, считал основными кандидатами на покупку B2C-бизнеса ТТК три компании - "Ростелеком", МТС и "ЭР-Телеком". Пресс-служба АО "ЭР-Телеком Холдинг" в ответ на вопрос корреспондента ComNews о причинах незаинтересованности в розничных активах ТТК сообщила: "Мы не комментируем любые сделки". В МТС и "Ростелекоме" на аналогичный запрос не ответили. Также не дал ответа "ВымпелКом", а "МегаФон" воздержался от комментариев. Константин Анкилов перед сделкой прогнозировал, что B2C-бизнес ТТК может стоить и 8,9 млрд руб., и 15 млрд руб. - многое зависит от наличия или отсутствия в периметре сделки транспортной сети.

Вчера Константин Анкилов в беседе с корреспондентом ComNews подчеркнул, что, несмотря на отмену аукциона, этот актив все еще является привлекательным – прежде всего, благодаря большой абонентской базе. По оценке "ТМТ Консалтинг", ТТК обслуживает 1,4 млн частных пользователей ШПД и 0,6 млн подписчиков платного ТВ, занимая чуть более 4% российского розничного рынка ШПД. "С одной стороны, это клиенты в уникальных для "большой четверки" регионах, где конкуренция невелика, а с другой – в значительной степени есть дублирование с сетями связи крупнейших потенциальных покупателей актива, - рассуждает Константин Анкилов. – Возможно, в будущем сделка состоится, но на других условиях – например, дробной продажи. Сорвавшиеся торги упираются, в том числе, в стоимость, назначенную "ВТБ Капиталом". Возможно, что в итоге это стало основным фактором для покупателя. Снижение цены в дальнейшем вероятно, но в случае продажи частями будет другое ценообразование: частичная продажа - это возможность для покупателей выйти в новые регионы".

"В сделках при выделении активов очень важно, как спланированы условия разделения сети, зон ответственности, переходного периода эксплуатации сетей и миграции на транспортные сети покупателя. Если такая детальная работа не была проведена (а это относится не только к сетевым активам - сюда входят ИТ, сотрудники, здания и сооружения, операционные договоры и даже остатки на счетах абонентов), то актив нельзя продать – т.к. его невозможно эффективно интегрировать, - поделился практическим опытом сооснователь и партнер Capstone Capital Георгий Никольский. - Предварительное выделение в отдельное юрлицо еще не говорит о том, что такая подготовка удовлетворяет ожидания покупателя, а юрлицо содержит нужные активы и не отягощено лишними обязательствами".

По мнению аналитика ФГ "Финам" Леонида Делицына, розничный бизнес ТТК может быть куплен при стартовой цене 6,4 млрд руб. "Рынок широкополосного доступа уже не рассматривается операторам как точка роста. Этап активных поглощений на нем тоже завершен. Покупка B2C-бизнеса ТТК могла бы иметь смысл для "большой четверки" операторов и "ЭР-Телекома". Но вряд ли в планах у них сейчас стоит быстрое расширение абонентской базы ШПД. Они купят эти активы, если цена будет невысокой", - считает Леонид Делицын.

Партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева предположила, что актив (с учетом его географии, стоимости, дополнительных затрат на интеграцию и прочих расходов потенциального покупателя) оказался не очень привлекательным в текущих рыночных условиях по причине низкой маржинальности бизнеса ШПД, сложившегося статус-кво на рынке ШПД, необходимости операторов связи инвестировать в новые направления, которые будут им обеспечивать точки роста.

Юлия Мель­ни­кова

Тематики: Интернет, Финансы

Ключевые слова: широкополосный доступ, финансы, ТТК