Рынок мобильников в России в I квартале 2014 г. возобновил рост

Объем рынка мобильных устройств в I квартале 2014 г. в денежном выражении увеличился на 13,7% в сравнении с I кварталом 2013 г. до 55,42 млрд руб., следует из аналитических материалов оператора "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).

В натуральном выражении рынок мобильных устройств (телефонов и смартфонов) вырос на 7,8% до 9,27 млн штук. Год назад, в I квартале 2013 г., динамика рынка в натуральных показателях была отрицательной - минус 9,7% в годовом исчислении за счет снижения продаж обычных телефонов, которые можно использовать для звонков и отправки SMS.

По оценке МТС, в январе-марте 2014 г. тенденция по отказу от обычных телефонов усилилась, а скорость их замены на смартфоны возросла, что привело к росту средней цены мобильных гаджетов. Средняя цена мобильного телефона в I квартале 2014 г. выросла на 5,4% в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. до 5980 руб. и в абсолютных цифрах достигла максимального с 2008 г. значения.

В I квартале 2014 г. российский рынок смартфонов продемонстрировал наиболее высокую за последние полтора года динамику роста в штуках - в годовом исчислении продажи смартфонов выросли на 61,3% до 5,58 млн устройств. Причина высокого темпа роста - увеличение ассортимента бюджетных смартфонов второго эшелона (B-брендов).

Выручка от продажи смартфонов в I квартале 2014 г. в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. выросла на 28% до 48,56 млрд руб. В натуральном выражении доля смартфонов в общем количестве проданных в I квартале 2014 г. телефонов увеличилась до 60% с 40% в январе-марте 2013 г. В денежном выражении доля смартфонов на рынке мобильных устройств в I квартале 2014 г. составила 88%, увеличившись на 10 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2013 г.

Среднерыночная цена смартфона в I квартале 2014 г. достигла исторического минимума - 8690 руб., что на 26% меньше, чем в I квартале 2013 г. Продажи бюджетных смартфонов стоимостью до 5 тыс. руб. в I квартале 2014 г. составили 42,8% от общего количества реализованных устройств, или 2,4 млн штук (на 19,7 п.п. больше, чем в I квартале 2013 г.).

По оценке аналитиков МТС, высокий уровень продаж бюджетных смартфонов стоимостью до 5 тыс. руб. стал драйвером роста рынка: это единственная ценовая категория, которая продемонстрировала рост в натуральном выражении по итогам I квартала 2014 г. в годовом исчислении. Динамика продаж других ценовых категорий была негативной, несмотря на такие факторы, как увеличение доли продаж LTE-смартфонов во всех ценовых категориях свыше 10 тыс. руб., ростом спроса на смартфоны Apple, а также выходом таких популярных моделей, как Samsung Galaxy S5, Nokia Lumia 520 и ряда других.

Структура российского рынка смартфонов претерпела изменения: в тройку лидеров рынка в натуральном выражении впервые вошел B-бренд. По данным МТС, бренд Fly в I квартале 2014 г. занял 11,3% рынка смартфонов в штуках, став самыми быстрорастущим в пятерке ведущих брендов смартфонов (годом ранее доля Fly составила 6% рынка). При этом из ТОП-3 выбыла Nokia, доля которой на рынке смартфонов в I квартале 2014 г. сократилась до 9,1% в натуральном выражении с 14,5% в январе-марте 2013 г. Таким образом, россияне активно приобретают смартфоны B-брендов, которые теснят игроков "первого эшелона", вынуждая их снижать цену смартфонов и привлекать покупателей акциями и дополнительными бонусами.

Среди ТОП-5 брендов смартфонов лишь Fly и Apple в I квартале 2014 г. смогли продемонстрировать положительную динамику продаж в натуральном выражении. Смартфоны Apple в I квартале 2014 г. заняли 10,3% отечественного рынка смартфонов в штуках, впервые преодолев 10%-ную отметку. За год продажи Apple в абсолютных значениях выросли на 2,3 п.п. - с 8% в I квартале 2013 г. Самым популярным брендом смартфонов в России по-прежнему остается Samsung - корейский производитель по итогам I квартала 2014 г. занял 20,6% рынка смартфонов в штуках, потеряв 13,3 п.п. за год.

Устройства Apple, Samsung, Sony, Nokia, HTC по итогам I квартала 2014 г. заняли почти 75% рынка смартфонов в денежном выражении. На долю Apple в рублях пришлось 27% выручки от продажи смартфонов в России в I квартале 2014 г., доля Samsung - около 24%.

По итогам I квартала 2014 г. на рынке смартфонов укрепили позиции операционные системы Android и iOS, а в тройку лидеров впервые вошла Windows Phone, которая вытеснила Asha.

Наиболее популярной платформой остается Android, на долю которой приходится 80,3% рынка в натуральном выражении и 65,8% - в денежном. Доля iOS увеличилась до 27,1% в рублях и 10,3% в штуках.

Количество смартфонов, работающих на Windows Phone, в натуральном выражении сократилась до 4,5% в I квартале 2014 г. с 5,7% в аналогичный период 2013 г. В деньгах доля смартфонов на платформе Windows Phone уменьшилась до 5,3% с 6,8% годом ранее.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Мобильная связь

Ключевые слова: МТС, смартфоны