Orange видит будущее за «облаками»

Компания Orange Business Services в рамках новой стратегии развития приступила к запуску новых услуг, основанных на «облачных» вычислениях. Так, осенью этого года состоялся официальный запуск услуги по созданию и сопровождению частного вычислительного «облака» Flexible Computing Private, а недавно была запущена ещё одна «облачная» услуга – сервис по организации среды для коллективной работы Business Together with Microsoft, презентация которой состоится в январе 2012 года. Так как первое «облачное» решение появилось у Orange в России только несколько месяцев назад, то на местном рынке пока ведутся переговоры, однако оператор имеет целый ряд реализованных проектов за рубежом. На будущий год компания запланировала запуск ещё нескольких «облачных» услуг. В целом Orange видит громадные перспективы за данным направлением, в частности, прогнозируется двадцатикратный рост рынка «облачных» вычислений по России и СНГ к 2014-2015 гг. Аналитики также соглашаются, что рынок все больше смещает вектор развития в сферу оказания услуг.

В конце 2010 года компанией Orange Business Services была принята новая стратегия развития Conquests-2015. «В рамках стратегии у нас есть несколько приоритетных направлений, которым мы намерены уделять большое внимание, – комментирует руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Orange Business Services в России и странах СНГ Дарья Абрамова. – Первое: качество обслуживания наших заказчиков, соответственно, качество наших сервисов также должно быть на высоте. Второе: мы будем продолжать развивать нашу сеть. Третья составляющая нашего успеха – это наши сотрудники. Любая успешная компания – это, прежде всего, компания, в которой работают люди, которые с удовольствием приходят на работу и получают удовольствие от того, что они делают. И конечно, мы будем продолжать выводить на рынок новые услуги».

Если говорить о портфеле услуг, то Orange планирует выпускать больше ИТ-сервисов, трансформируясь из оператора, предоставляющего традиционные услуги связи, в интегратора телекоммуникационных решений. Компания намерена расширять продуктовый портфель, предоставляя всё больше услуг на стыке ИТ и телекоммуникаций, например, «облачные» сервисы, видеорешения, решения по управлению ИКТ-инфраструктурой заказчика, консалтинговые сервисы и т. п. Многие услуги планируется предоставлять по принципу as a services, который подразумевает отсутствие капитальных вложений со стороны клиента и оплату за фактическое пользование услугой.

Собственно предоставление услуг по принципу as a service не является чем-то новым для компании: как сервис-провайдер Orange многие свои услуги предоставляет по этому принципу (услуги передачи данных, голоса и т. п.). В целом предоставление различных телекоммуникационных сервисов по такой модели выгодно для оператора, так как подразумевает возможность работы с различными сегментами рынка – как крупным бизнесом, так и средним и малым – и, соответственно, больший охват и возможные доходы.

В числе новых услуг, запущенных в рамках стратегии Conquests-2015 и предоставляемых как сервис, можно отметить услугу по созданию и сопровождению частного вычислительного «облака» (IaaS – Infrastructure as a Service) Flexible Computing Private, официальный запуск которой состоялся в сентябре 2011 года. В рамках сервиса компания Orange осуществляет техническую оценку готовности существующей ИТ-инфраструктуры заказчика к миграции в «облако» и проектирует виртуализованную инфраструктурную платформу для обеспечения возможности организации частного вычислительного «облака». Решение разворачивается в ЦОД Orange или заказчика, после чего осуществляется миграция приложений и данных заказчика в частное вычислительное «облако». Архитектура решения Flexible Computing Private строится на основе компонентов партнеров по альянсу Flexible 4 Business – компаний Cisco, EMC, VMware.

Не так давно была запущена «облачная» услуга по организации среды для коллективной работы Business Together with Microsoft. Это SaaS-решение представляет собой унифицированные коммуникации как сервис, включающие инструменты корпоративной почты, портала и коммуникатора. Официальная презентация услуги совместно с Microsoft состоится в январе 2011 года. В следующем году запланирован запуск услуги обеспечения фильтрации трафика, унифицированного решения по обеспечению сетевой безопасности и услуги по резервному копированию данных. Также к лету 2012 года Orange планирует запустить ещё одни IaaS-сервис – разделяемое «облако», предоставляющее клиентам ресурсы виртуального ЦОД и портал самообслуживания для управления ими.

Что касается гарантий, которые в данном случае очень важны, ведь все процессы в большинстве случаев реализуются на оборудовании сервис-провайдера, то в Orange сообщают, что оператор имеет возможность контролировать все элементы сервиса, как технологические – инфраструктуру, ЦОД, сеть передачи данных, так и операционные. Компания имеет собственную развитую службу поддержки, включающую квалифицированных специалистов help desk, инженеров и сервис-менеджеров. Выполнение SLA (Service Level Agreement – соглашение об уровне предоставления услуг) возможно обеспечить как на отдельные элементы, так и на услугу в целом (end-to-end SLA), добавляют в компании.

Orange Business Services видит за данным направлением глобальные перспективы: «Российский рынок «облачных» услуг активно растет во всех сегментах, и многие эксперты предрекают поистине взрывной рост «облачных» технологий в ближайшей перспективе. Мы оцениваем объем рынка «облачных» вычислений по России и СНГ в 2010 году на уровне 10 млн евро. Но уже к 2014-2015 году он вырастет почти в 20 раз. Даже по консервативным прогнозам, он достигнет 160 млн евро. Это достаточно амбициозные цифры, но сейчас мы видим именно такой темп роста «облачных» технологий, – комментирует Дарья Абрамова. – Главным драйвером роста рынка на сегодняшний день является спрос на SaaS-решения (Software as a Service). А основные потребители этих решений компании среднего и малого бизнеса. Что касается крупных корпоративных клиентов – их ИТ-инфраструктура создавалась на рубеже 2007-2008 года с запасом на дальнейшее развитие – рост бизнеса и региональную экспансию – и пока не исчерпала свои ресурсы. Поэтому стоит рассчитывать на то, что корпоративные клиенты начнут внедрение «облачных» решений через 1-2 года, но в данном случае речь скорее будет идти о строительстве частных или разделяемых (shared) «облаков».

Но, несмотря на безусловный рост интереса к «облачным» вычислениям, оператор отмечает ряд препятствий, стоящих на пути массового начала реальных внедрений. «Первое: сейчас очень много говорят и пишут об «облачных» вычислениях, но успешно реализованных проектов с конкретными заказчиками в России пока нет, – поясняет Дарья Абрамова. – Стоит отметить, что появятся они нескоро, так как оценить, являлся ли проект по созданию, например, частного «облак» успешным можно только через 3 года после его реализации. Подобные истории есть только в Америке и странах Европы у международных компаний, но российские компании мало доверяют этим кейсам. Второе: нет сформированного рынка интеграторов, которые готовы реализовывать подобные проекты, а те немногие, что готовы, не могут гарантировать сквозной SLA, привязку к корпоративной сети. Подобные гарантии может дать только оператор связи».

Соответственно, говоря об уже реализованных успешных проектах, основанных на «облачных» вычислениях, в компании Orange приводят примеры зарубежных внедрений. Так, совместно с компанией SITA была создана «облачная» инфраструктура, которую в дальнейшем SITA будет предлагать своим заказчикам – авиакомпаниям. Из созданной инфраструктуры заказчики смогут получать доступ к различным приложениям. Французская химическая компания Arkema использует резервное копирование как сервис, то есть все хранилища данных и резервное копирование ИТ-систем находятся в «облаке», на серверах Orange и полностью управляются оператором. В качестве примера из госсектора Orange называет проект для сети клиник, реализованный вместе с GE Medical Systems, по хранению рентгенограмм пациентов, которые прошли соответствующее обследование. Его суть заключается в том, что снимки направляются в «облако», после чего любое медицинское учреждение Парижа и любой врач могут мгновенно получить доступ к этим документам в электронном виде. Также в число заказчиков, использующих «облачные» решения Orange, входят Xerox, GDF Suez и GIFI. Всего на сегодняшний день по всему миру Orange имеет более 250 клиентов, которые уже используют «облачные» услуги оператора. «Наш опыт, как локальный, так и международный, показывает, что заказчиком «облачных» услуг может стать компания фактически любой сферы деятельности и любого размера, – добавляет Дарья Абрамова. – У нас есть примеры как крупных известных в Европе сетей, так и только набирающих обороты startup-проектов в области разработки приложений для социальных сетей».

Конкурентную ситуацию на занимаемой нише рынка Orange оценивает следующим образом: «Мы активно наблюдаем за развитием рынка. Конечно, довольно сильные позиции у крупных системных интеграторов, в первую очередь потому что у них хорошо отлаженные контакты с представителями ИТ-служб компаний заказчиков. Не секрет, что история работы с клиентом имеет для последнего одно из ключевых значений при принятии таких серьезных решений, как выбор поставщика «облачных» услуг. Однако сама модель сервис-провайдера для большинства отечественных интеграторов относительно нова. Также есть несколько довольно интересных молодых и динамично развивающихся проектов, к которым, по нашим наблюдениям, проявляют активный интерес более крупные и финансово состоятельные игроки. Но мы в России единственный поставщик услуг с глобальной сетью передачи данных, обладающей необходимой экспертизой, опытом реализации проектов и способный обеспечить сквозной SLA на все компоненты «облачного» решения», – резюмирует Дарья Абрамова.

Аналитики, говоря об «облачных» услугах, отмечают, то сейчас получают дальнейшее развитие ключевые тренды, которые формировались в 2010 году, и рынок все больше смещает вектор развития в сферу оказания услуг: «В структуре выручки большинства профильных операторов пока доминируют традиционные решения – коробочный софт, аппаратные средства и т. д. Тем не менее сектор SaaS – в самом широком понимании термина – развивается весьма высокими темпами и, безусловно, имеет очень мощный потенциал роста, а сама концепция «софт как услуга» в среднесрочной перспективе, скорее всего, будет превалировать на рынке – сначала в корпоративном, а впоследствии и в розничном сегменте. На наш взгляд, основными драйверами роста остается не только возможность существенного сокращения издержек, но и, собственно, формирование новых систем взаимодействия субъектов экономических процессов», – комментирует аналитик ИК «Финам» Татьяна Земцова.

Рубрики: Фиксированная связь, Маркетинг, ПО

Ключевые слова: Orange Business Services, SaaS