Дорогой персонал

По итогам 2006 г. затраты оператора "Ростелеком" на персонал увеличились на 20% в долларовом эквиваленте и на 14,5% в рублях, в то время как численность сотрудников сократилась на 1,7%. Такую динамику в компании объясняют наймом высокооплачиваемых маркетологов для развития центров продаж в регионах, на котором оператор сфокусировался после либерализации рынка дальней связи.

Консолидированные доходы "Ростелекома" по итогам 2006 г. увеличились на 50,3% - с 41 млрд руб. в 2005 г. до 61,6 млрд руб. Такие данные содержатся в опубликованной вчера отчетности "Ростелекома" за 2006 г. по МСФО. OIBDA снизилась на 25,5% - до 10,3 млн. руб в 2006 г. по сравнению с 13,9 млн руб за 2005 г., а чистая прибыль увеличилась на 48,9% и составила 1,5 млрд руб.

Услуги междугородной связи принесли компании 31,4 млрд рублей - это на 73,1% больше, чем в 2005 г. Объем МГ-трафика по итогам 2006 г. увеличился на 4% до 9,7 млрд минут. Доходы от предоставления услуг МH-связи увеличились по итогам 2006 г. на 41,1%, достигнув 13,3 млрд рублей. Исходящий международный трафик "Ростелекома" вырос на 9,2% до 2 млрд минут.

"Всплеск доходов в 2006 г. у "Ростелекома" произошел благодаря тому, что зоновые операторы связи, согласно новым правилам, поделились своими доходами от МГ/МН-связи, - комментирует аналитик J'son&Partners Ирина Петелина. - Со следующего года ситуация по финансовым показателям у "Ростелекома" изменится из-за конкуренции на рынке дальней связи". По мнению Ирины Петелиной, когда на рынок полноценно выйдут "Голден Телеком" и ТТК, возможно, произойдет падение финансовых показателей "Ростелекома" от услуги МГ/МН связи.

"Однако "Ростелеком" вполне может компенсировать свои пробелы услугами магистрального Интернета и аренды каналов связи", - добавляет Ирина Петелина. Доходы "Ростелекома" от предоставления в пользование каналов связи увеличились по итогам 2006 г. на 17,7% до 7,1 млрд руб.

"В прошедшем году изменение отраслевого законодательства привело как к росту доходов компании, так и к значительному увеличению ее расходов, что негативно сказалось на таких показателях эффективности, как OIBDA и рентабельность по OIBDA, - прокомментировал итоги 2006 г. генеральный директор ОАО "Ростелеком" Дмитрий Ерохин. - В рамках перехода к розничной модели оказания услуг компания уделяла значительное внимание эффективной организации работы с конечными пользователями. Кроме того, мы концентрируем наши усилия на взаимодействии с региональными операторами, которых компания привлекает теперь в качестве своих агентов".

Начиная с января 2006 г., "Ростелеком" предоставляет услуги конечным пользователям через компании-агенты. При этом "Ростелеком" оплачивает операторам зоновых и местных сетей связи стоимость услуг по завершению вызова, стоимость инициирования телефонных соединений, включая компенсационную надбавку, а также агентское вознаграждение за обслуживание конечных пользователей. Платежи российским операторам связи по итогам 2006 г. увеличились в "Ростелекоме" по сравнению с 2005 г. на 235,8%, составив 29,4 млрд руб, платежи международным операторам - на 3,5% до 7,3 млрд руб.

Более чем трехкратный рост платежей операторам отразилось на росте операционных расходов "Ростелекома", который составил 48,6%, увеличившись с 40,5 млрд руб. в 2005 г. до 60,3 млрд руб. в 2006 г. Кроме того, компания увеличила расходы на персонал, на маркетинг и рекламу. Расходы по оплате труда составили 7,2 млрд руб, что на 14,5% выше уровня предыдущего года. Численность персонала "Ростелекома" сократилась по сравнению с результатами 2005 г. на 1,7%, составив 23,2 тыс человек.

"На увеличение расходов компании на персонал повлияло дифференцированное (в зависимости от результатов работы и состояния рынка оплаты труда) повышение зарплаты работникам и дополнительный набор сотрудников, занятых в сфере маркетинга, продаж и обслуживания клиентов, в том числе при создании общероссийской сети центров по продажам и обслуживанию клиентов, - пояснил советник гендиректора "Ростелекома" Иван Ким. - При этом уровень зарплаты принятых специалистов был выше оплаты труда сокращенных работников".

Некоторых аналитиков финансовые итоги "Ростелекома" за 2006 г. разочаровали. "Чистой прибылью "Ростелеком" уже "испугал" рынок, когда несколько недель назад в СМИ появился прогноз его чистой прибыли за 2006 г. по МСФО (см. дайджест ComNews от 4 июля 2007 г.), - напоминает руководитель аналитического управления "Уралсиба" Константин Чернышев. - Что же касается официальных итогов по МСФО за 2006 г., показатель EBITDA (прибыль до налогов и амортизации) оказался гораздо ниже, чем мы ожидали. Это связано с тем, что у "Ростелекома" значительно выросли затраты на рабочую силу, несмотря на то, что компания сокращает персонал. Также у них повысились административные расходы. В самом "Ростелекоме" объясняют рост административных затрат увеличением затрат на интерконнект, однако это не единственная причина. Ведь выручка у компании выросла больше, чем выросли затраты на операторов. А вот EBITDA сократилась в абсолютном выражении на 23%, с $490 млн в 2005 г. до $380 млн. в 2006 г. Затраты на персонал росли очень быстро в 2006 г. - на 20% в долларовом выражении, или на 14,5% в рублях, то есть быстрее, чем рублевая инфляция, несмотря на сокращение персонала".

"Рост затрат на персонал нельзя назвать чрезмерным, - считает аналитик инвестиционной группы "Атон" Анна Курбатова. - Это не мало, но не является сейчас поводом для беспокойства. У компании снизилась численность персонала на 1,7% по итогам 2006 г., однако в 2005 г. численность персонала снизилась на 7%. Органическое сокращение компании запланировано примерно на 5% в год. Значит, сокращение 2006 г. показано с учетом приема нового персонала. "Ростелеком" открывал в 2006 г. центры обслуживания продаж в регионах, соответственно, росли и затраты на персонал".

"Ростелеком" пытается удержать высококвалифицированный персонал, но рынок дальней связи ширится, - напоминает Константин Чернышев. - И если в 2006 г. еще не было реальной либерализации рынка, то до конца этого года к существующим сейчас трем альтернативным операторам дальней связи прибавится еще несколько".

Например, компания "ТрансТелеКом" (ТТК) приступит к предоставлению МГ/МН-услуг еще до конца 2007 г. (см. новость ComNews от 13 июля 2007 г.). ТТК стал четвертым оператором дальней связи после "Ростелекома", ОАО "Межрегиональный ТранзитТелеком" и ОАО "Голден Телеком". В ближайшее время на рынок дальней связи ожидается выход еще нескольких игроков. Компания "Арктел", уже сдавшая сеть регулятору, готовится получить коды. Кроме того, сейчас строит МГ/МН-сеть французская Orange Business Services. Лицензию на предоставление услуг дальней связи в марте этого года получила и компания "Синтерра" (всего же лицензии были выданы 32 компаниям - см. новость ComNews от 29 июня 2007 г.). Кроме того, Мининформсвязи планирует предоставить дополнительный номерной ресурс для кодов на оказание услуг дальней связи (см. новость ComNews от 2 июля 2007 г.). В том случае, если операторов дальней связи станет больше пяти, регулятор выделит дополнительный диапазон, например, в формате 2х.

"Ростелеком" - это та компания, у которой все хотят оторвать кусок рынка, не считая "серых" операторов IP-телефонии, - считает Константин Чернышев. - А пространства для маневра у "Ростелекома" гораздо меньше, чем у остальных операторов, потому что реально он не может маневрировать тарифами, которые в значительной степени контролируются государством. Кроме того, у него нет доступа к конечным пользователям, и он должен оплачивать агентские услуги".

По мнению Константина Чернышева, единственное послабление, которое "Ростелеком" может ждать в 2008 г. - это отмена компенсационных надбавок, которые "Ростелеком" сейчас платит регионалам. С 1 января 2008 г. операторы дальней связи перестанут выплачивать компенсационные надбавки за соединение местным и зоновым операторам (см. новость ComNews от 15 марта 2007 г.).
Наталия Веденеева

Тематики: Фиксированная связь, Маркетинг, Оборудование, Кадры, Финансы

Ключевые слова: