«Для нас главное — эффективность, а не родственные связи». Интервью с президентом компании «Евросеть» Сергеем Ющенко

«Евросеть» в начале осени объявила о смене акционеров. Российский предприниматель Александр Мамут выкупил 100% «Евросети» у ее основателей Евгения Чичваркина и Тимура Артемьева, а через месяц перепродал «ВымпелКому» 49,9% за 226 млн долл. Новым руководителем компании в ноябре стал Сергей Ющенко. Об основных направлениях развития компании в будущем году корреспонденту РБК daily Александру Дементьеву в интервью рассказал президент «Евросети» Сергей Ющенко.

Как изменится стратегия компании с приходом новых акционеров и руководства? Какую синергию «Евросеть» может извлечь из сотрудничества с «ВымпелКомом»?

— Стратегия «Евросети» существенно не изменится. «Евросеть» должна оставаться лидером сотовой розницы и мультибрендовым ритейлером. Немного изменились задачи компании — не только быть первым номером на рынке по количеству салонов связи, доле рынка и объемам продаж, но и стать эффективным бизнесом.

С «ВымпелКомом» и другими операторами мы строим отношения на рыночных условиях, но наши «родственные» отношения предполагают долгосрочное партнерство, что дает больше стабильности компании. На таких же принципах — рыночных условий и долгосрочного партнерства — мы хотим строить отношения и с другими ведущими операторами. Для нас главное — эффективность, а не родственные связи с акционерами.

Сейчас «Евросеть» — это один из лучших российских логистических операторов, крупный сервисный центр, который ремонтирует, кстати, телефоны не только своих покупателей, но и конкурентов. И мы будем искать синергию со всеми партнерами и даже с конкурентами. Мотивация менеджмента компании зависит от результатов «Евросети», а не аффилированных компаний.

— Какова структура долга «Евросети»? Не будет ли у компании проблем с выплатой долгов?

— Мы сейчас проводим реструктуризацию задолженности, поэтому о структуре долга сегодня не имеет смысла говорить. Те цифры, которые назывались в СМИ, примерно соответствовали тому, что было раньше. Сейчас действительно существует определенная диспропорция между размером сети и уровнем долга. Я ожидаю, что к концу следующего года отношение долга к EBITDA составит не больше 2.

— Как «Евросеть» планирует снижать издержки? Сколько салонов планируется сократить?

— У нас есть программа оптимизации затрат по сети. Она была начата исполнительным вице-президентом «Евросети» Дмитрием Денисовым, и он достиг хороших результатов за очень короткий срок. Эта работа будет продолжаться в ближайшие месяцы. Частью программы является сокращение числа салонов. Количество магазинов, которые будут работать в следующем году, зависит от переговоров с арендодателями. По предварительной оценке, закрыв, например, 10% торговых точек, мы потеряем всего 5% продаж, но при этом значительно улучшим показатель EDITDA.

— Как «Евросеть» намерена действовать по отношению к своим активам в СНГ? Рассматриваете ли вы возможность покинуть рынки ряда стран?

— Мы сейчас пересматриваем свою стратегию деятельности в СНГ. По каждой стране будет приниматься отдельное решение. Мы рассматриваем возможности и оптимизации существующих операций, и продажи бизнеса, и выхода из неперспективных рынков. В странах, которые мы считаем стратегическими или где у нас сейчас успешная деятельность, мы планируем оставаться и в будущем расширять свое присутствие. В первую очередь к таким рынкам относятся Украина и Белоруссия.

— Какие существуют сценарии развития рынка сотового ритейла в 2009 году? В чем ритейлеры могут найти для себя возможности в условиях серьезного падения потребительского спроса?

— Большинство экспертов склоняются к тому, что сокращение продаж в отрасли составит порядка 30%. В 2009 году скорее всего продолжится процесс отсева игроков и консолидации вокруг ведущих операторов, начавшийся в этом году.

Мы планируем в условиях общего падения продаж существенно увеличить свою долю рынка. Естественно, у нас будет падение выручки за счет снижения средней цены телефона, но в штучном выражении следующий год не будет существенно отличаться от этого.

— Каков ваш прогноз по объему продаж сотовых телефонов по итогам 2008 года?

— Цифры будем рады озвучить, когда этот год закончится. Впереди две самые ответственные недели для любого ритейлера. Пока несмотря на начавшийся спад на рынке продажи в первой половине декабря в этом году у нас не сильно отличаются от прошлогодних. Мы успели хорошо подготовиться к новогодним продажам и по ассортименту, и по объемам, и по ценовым предложениям и ожидаем хороших результатов.

— Видите ли вы какие-либо точки роста на этом рынке в следующем году?

— Для «Евросети» в первую очередь — работа над ценовым и ассортиментным предложением. Возможно, одной из таких точек роста может стать проект виртуального оператора связи (MVNO — Mobile Virtual Network Operator. — РБК daily). Если правительство примет пакет необходимых нормативных актов для нормальной работы виртуальных операторов, то у нас есть все возможности стать лидером в этом сегменте. У нас есть опыт в Самаре, на который мы можем опираться, крупнейшая розничная сеть в стране и хорошие партнеры для оказания этих услуг. В целом же мы активно обсуждаем не только с акционерами, но и со всеми нашими ключевыми партнерами любые возможности роста или совместной оптимизации затрат.

— А что касается финансового ритейла?

— Сложно говорить о ближайшем будущем финансового ритейла. Но в перспективе мы бы хотели найти хорошего долгосрочного партнера и в этом направлении. У нас хорошая сеть и база для этого. Возможно, это будет один из новых игроков, который выйдет на российский рынок в ближайшие пару лет.

— На рынке ходят слухи, что МТС может войти в состав акционеров «Евросети»...

— Этот вопрос исключительно в компетенции существующих акционеров. Но для компании иметь в качестве основных акционеров двух крупнейших операторов связи, при условии согласованности их акционерной политики, было бы интересным вариантом развития, который открывал бы дополнительные возможности для развития «Евросети».

Александр Дементьев

Тематики: Торговые сети

Ключевые слова: Евросеть