Данные россиян накрылись "железным занавесом"

Сенаторы одобрили закон о хранении персональных данных россиян только на серверах на территории России. Тем временем эксперты сомневаются в пользе документа.

Согласно принятым поправкам, с 1 сентября 2016 г. иностранные интернет-компании (владельцы поисковиков, соцсетей, почтовых сервисов, а также компании, осуществляющие продажи авиабилетов) должны размещать персональные данные россиян исключительно в дата-центрах, расположенных в России.

За нарушение этого закона доменные имена и сетевые адреса иностранных компаний предлагается включать в реестр нарушителей прав субъектов персональных данных. Решение суда станет основанием для ограничения доступа к информации, обрабатываемой с нарушением закона. Роскомнадзор получит право вносить доменные имена в реестр нарушителей.

Эксперты, а также представители иностранных компаний, которые пока хранят данные россиян на серверах за рубежом, сомневаются в пользе такого закона для экономики и для граждан России.

Экспертно-консультативный совет при Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) назвал поправки в закон нецелесообразными. С их принятием станет непонятно, как осуществлять трансграничную передачу персональных данных, говорят специалисты. Кроме того, подобные законы в других государствах привели к экономическим потерям, а глобальные сервисы покинули такие страны.

Поправки могут навредить и правам россиян, обеспокоены эксперты совета при РАЭК. Из-за изменений в законе граждане России теряют право распоряжаться персональными данными, потому что их запись в обязательном порядке должна обеспечиваться только в базах данных на территории России.

Специалисты также сомневаются в том, что принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, как ранее утверждали авторы поправок.

С тем, что вначале нужно разобраться в целесообразности применения закона, согласен и региональный директор PayPal в России Владимир Малюгин. Необходимо понять, как он будет применяться. По его словам, сейчас принятые поправки помешают россиянам воспользоваться такими услугами, как  бронирование отелей, оплата авиабилетов и аренда автомобилей. Владимир Малюгин полагает, что законодатели рассчитывали не на такой эффект.

Иностранным компаниям стоит более тесно сотрудничать с регуляторами и друг с другом, чтобы их услуги продолжали оказываться в России, отмечает региональный директор PayPal.

В свою очередь, представитель "Google Россия" Светлана Анурова отказалась комментировать, как принятие закона отразится на работе компании в России.

Елизавета Титаренко

Тематики: Интернет, Регулирование, Web

Ключевые слова: