В Петербурге испытали первое беспилотное речное судно

Компания Sitronics Group провела успешные тесты автономного судна на электрической тяге, предназначенного для эксплуатации на реках.

Испытания проходили в Ленинградской области в акватории Невы на верфи компании. Специалисты компании Sitronics Group проверяли работу ПО собственной разработки для беспилотного управление плавсредством, а также специализированного оборудования. В частности, были протестированы системы мониторинга окружающей обстановки, принятия решений, маневрирования и контроля за состоянием судна, которые позволяют ему осуществлять движение по воде без капитана. За взаимодействие всех систем беспилотного плавсредства отвечает так называемая автономная навигационная система (АНС), которая представляет собой специальный программно-аппаратный комплекс. Вычислительная система способна прокладывать маршруты в акваториях рек, а также в режиме реального времени оценивать окружающую обстановку и управлять маневрированием беспилотного аппарата при наличии информации о препятствиях по курсу его следования, изменяя направление движения или осуществляя полную остановку.

Компания также разработала ряд вспомогательных систем, без которых полноценное автономное движение судна было бы невозможно. В частности, стоит отметить Система координированного управления (СКУ), которая позволяет удерживать плавсредства на заданном курсе и взаимодействует с АНС, получая данные о направлении и скорости течения водоема, показателях скорости самого судна, а также о поворотах руля.

Как рассказали в Sitronics Group, в работе автономного речного комплекса также используется оптическая система анализа (ОСА), которая осуществляет передачу видеоизображения с судна в центр управления или координации движения на суше. С помощью технологии компьютерного зрения судно может обозревать обстановку на 360 градусов и на дальность до 10 морских миль. Найденные в ходе видеомониторинга объекты система автоматически идентифицирует и наносит на карту. При этом оператор может в любой момент взять управление судном на себя.

Также тестовое плавсредство укомплектовано радаром и инерциальной навигационной системой (ИНС).

Как отметили разработчики, первоначальна данная автономная система создавалась для использования в морской зоне и прошла испытания на нескольких судах коммерческого флота. В настоящее время компания в рамках действующих контрактов оснащает двух паромов, которые работают на маршруте между Калининградской и Ленинградской областями. По словам президента Sitronics Group Николая Пожидаева, автономная система для эксплуатации на реках еще будет дорабатываться, так как условия навигации на таких водоемах более сложные, чем на море. В целом руководство компании считает, что технологии автономного судоходства как на море, так и на реках, весьма перспективные, поскольку увеличивают эффективность и безопасность данной отрасли.

Автор: Александр Абрамов.

Тематики: Инновации

Ключевые слова: Ситроникс, ИТ в транспорте