На конференции выступили заместитель председателя Комитета по транспорту Александра Бахмутская, директор Городского центра управления парковками Санкт‑Петербурга Михаил Курдяев и генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт‑Петербурга Рубен Тертерян. Что именно изменится, рассказала заместитель председателя Комитета по транспорту Александра Бахмутская на пресс-конференции ТАСС, прошедшей в Санкт-Петербурге 13 октября 2025 года.
Загрузка парковки будет влиять на стоимость парковочного места
По новым правилам, на тариф оплаты будет влиять не только категория транспортного средства, но и уровень загрузки парковки. Загрузка будет рассчитываться из количества занятых парковочных мест по 4 коэффициентам - если занято менее 50% парковочных мест, будет применяться первый коэффициент загрузки (КЗ) - КЗ-1. Второй коэффициент - КЗ-2 - будет применяться при загрузке от 50 до 70% мест, от 70 до 85% мест будет применяться КЗ-3 и четвертый коэффициент - КЗ-4 - если на парковке занято свыше 85% парковочных мест.
26 сентября Комитетом по транспорту четырьмя распоряжениями установлены перечни зон оплаты по четырем центральным районам Санкт-Петербурга - Адмиралтейскому, Василеостровскому, Петроградскому и Центральному.
При постановке транспортного средства на стоянку с 8 утра до 8 вечера на час и меньше, оплата взимается за 1 час. Почасовая и поминутная тарификации приведены в таблице в приложении к Распоряжению Комитета по транспорту от 10 октября 2025 года № 139-р.
Так, для автотранспортных средств наиболее распространенной категории группы B оплата составит от 100 руб./час при минимальной загрузке до 360 руб./час при максимальной. Парковка для мотоциклистов будет в два раза дешевле, а для водителей грузовых транспортных средств - соответственно, в два раза дороже.
Размер платы за размещение транспортного средства в течение первого часа по категориям и коэффициентам
Источник: Распоряжение Комитета по транспорту от 10 октября 2025 года № 139-р
Если стоянка составит больше часа, начиная со второго часа оплата будет осуществляться поминутно исходя из той же стоимости часа. То есть, начиная со второго часа стоимость 1 минуты парковки составит от 1,67 руб./мин. до 6 руб./мин. для автомобилей категории B, соответственно, для мотоциклов стоимость составит от 0,83 руб./мин. до 3 руб./мин., а для водителей грузового транспорта - от 3,33 руб./мин. до 12 руб./мин.
Размер платы за размещение транспортного средства в течение второго и последующих часов за минуту по категориям и коэффициентам
Источник: Распоряжение Комитета по транспорту от 10 октября 2025 года № 139-р
Эффект от введения дифференцированной оплаты
Комитет по Транспорту планирует, что нововведение позволит более равномерно распределять транспортные средства по городу, снизив уровень загрузки парковочного пространства в историческом центре Санкт-Петербурга, а также разгрузить самые оживленные улицы.
По словам Александры Бахмутской, применение дифференцированных тарифов позволит также сократить «блуждающий трафик» в поисках свободного места и повысить оборачиваемость парковочных мест.
«Внесенные изменения предполагают следующий принцип определения стоимости: чем выше спрос на парковочные места в конкретной парковочной зоне, тем выше стоимость этих мест. Мы надеемся, что изменения должны будут заметить и жители домов в четырех центральных районах, расположенных в зоне платной парковки, где осуществляется большое количество гостевых парковок - им будет проще найти стоянку в непосредственной близости от своего дома», - сообщила Заместитель председателя Комитета по транспорту Александра Бахмутская.
Заместитель председателя Комитета по транспорту Александра Бахмутская
Источник: трансляция ТАСС в ВК
«Цель платной парковки заключается в том, чтобы в любой момент времени была возможность найти место для остановки транспортного средства на период до полутора часов», - отмечает генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт‑Петербурга Рубен Тертерян.
Генеральный директор Центра транспортного планирования Санкт‑Петербурга Рубен Тертерян
Источник: трансляция ТАСС в ВК
Предельно допустимым временем нахождения на парковке г-т Тертерян считает 2,5 часа - это то время, которым определяется большинство личных и деловых целей поездок. А центральная планировочная зона, по словам спикера, должна быть в первую очередь гостеприимной и свободной для тех, кто приезжает с социально-культурными или деловыми целями.
Согласно анализу статистической базы, накопленной в Городском центре управления парковками, в Санкт-Петербурге 78% автомобилистов паркуется в платной зоне не более, чем на полтора часа, при этом 50% укладываются в полчаса, и именно они являются целевой группой, для которых Центр транспортного планирования хотел бы обеспечить наиболее комфортные условия.
Поправочные коэффициенты рассчитываются от уровня загрузки парковочного пространства и от оборачиваемости. Поскольку оборачиваемость в полтора часа является целевой, в тех местах, где машины стоят дольше, вводится поправочный коэффициент, который увеличивает коэффициент загрузки. И наоборот, если машины сменяются быстрее, вводится поправочный коэффициент, который снижает коэффициент загрузки и, соответственно, плату за стоянку, что должно сбалансировать спрос и предложение.
Расчеты продемонстрировали, что в результате нововведения порядка 14,5% протяженности парковочного пространства получило коэффициент К1, то есть в этих зонах произошло снижение стоимости на 50% в сравнении с изначальным тарифом. Таким образом Центр транспортного планирования рассчитывает увеличить ценовую доступность мест, которые не пользуются большим спросом.
С 2022 года средняя скорость в центральной планировочной зоне выросла до 26 км/час, но в 2024 году появилась тенденция к снижению средней скорости, связанная с увеличением коэффициента загрузки парковочного пространства - из-за дополнительного блуждающего трафика средняя скорость снизилась до 25 км/ч. Новые тарифы должны снова увеличить эту скорость.
Директор Городского центра управления парковками Санкт‑Петербурга Михаил Курдяев рассказал, что 14 октября с 20:00 в мобильном приложении для оплаты парковок начнется загрузка новой карты, и в среду, 15 октября в 8 утра, зона платной парковки заработает по новым тарифам.
«Для пользователей приложения не изменится ничего. Но мы, безусловно, еще всех уведомим с помощью и пуш-уведомлений, и смс-ок. И сделаем все для того, чтобы переход для пользователей был максимально комфортен. В паркоматы, которые расположены в зоне платной парковки, уже загружен справочник улиц, с помощью которого можно определить тариф на месте, где вы запарковались», - отметил Михаил Курдяев.
Директор Городского центра управления парковками Санкт‑Петербурга Михаил Курдяев
Источник: трансляция ТАСС в ВК
Также Михаил Курдяев обратил внимание, что парковочные абонементы резидентов, полученные ранее продолжат свое действие до срока истечения безо всяких изменений.
Новые парковочные места в центральных районах
В этом году в центральной планировочной зоне появятся новые зоны - это 29 улиц - участков, которые ранее не вошли в зону платной парковки при ее проектировании и создании. Как правило, это происходило рядом с объектами, находящимися на реконструкции или строительстве. Все эти места находятся внутри зоны платной парковки - там добавится порядка тысячи новых парковочных мест. В этом году они будут работать штатно, но уже по новым тарифам.
А что будет зимой?
Комитет по благоустройству сформировал 35 мобильных бригад, которые будут работать в зоне платной парковки. Были определены 2500 парковочных мест для временного складирования снега. В случае сброса снега с кровель, уборки дворов, уличных дорожных сетей, на короткий период времени этот снег будет складироваться в зоне платной парковки, но на наименее востребованных местах, для последующего его вывоза на снегоприемные пункты. Все, что касается графика уборки, будет дублироваться в мобильном приложении.
Изменение тарифов в течение дня
Отвечая на вопросы слушателей, спикеры отметили, что в течение дня стоимость парковочного пространства меняться не будет, однако осталось не до конца ясным, что будет с автомобилями, оставленными на парковке в момент минимальной загрузки и выехавшими с парковки в часы максимальной загрузки. Безусловно, сами коэффициенты не меняются в зависимости от времени суток, но они могут изменяться в зависимости от загруженности, которая как раз может меняться в разное время суток. Видимо, ответ на этот вопрос придется получать практическим путем.