На цифровую трансформацию правовой системы в России за 2021–2023 годы было выделено 3 млрд рублей. Средства направлялись на автоматизацию процессов, создание цифровой среды для бесплатной юридической помощи, развитие IT-инфраструктуры и внедрение новых платформ. Из всей суммы Минюст использовал 2,7 млрд, однако ожидаемых результатов достичь не удалось. Такой вывод сделала Счетная палата (СП) по итогам проверки, следует из июньского отчета контрольного ведомства (документ есть у «Известий»).
Аудиторы отметили ряд недостатков: слабое планирование, устаревшая инфраструктура в регионах, неполные и некорректные данные в их собственной системе. А также — проблемы с запуском государственной онлайн-платформы по бесплатной юридической консультации граждан.
Так, программу «Юстиция», в которой заложен план по цифровизации правового поля, неоднократно меняли, говорится в отчете СП. В 2023 году из нее решили просто исключить четыре из семи цифровых индикаторов, а для оставшихся не установили цели. В пресс-службе Минюста «Известиям» заявили, что внесенные изменения носили технический характер, а часть показателей не имели финансирования, из-за чего и были удалены.
Кроме того, по данным СП, более половины серверов и компьютеров в территориальных управлениях Минюста уже устарели — они были выпущены до 2016 года. А в восьми регионах и вовсе критически недостает оборудования.
При этом аудиторы отмечают недостаточный уровень импортозамещения. В 61 регионе нет ни одного сервера или компьютера с российской операционной системой. Также в ряде субъектов доля закупок отечественного ПО составила меньше половины от общих затрат на IT-оборудование, тогда как для государства в последние годы это приоритет.
Один из главных цифровых проектов Минюста — единая государственная информационная система (ФГИС). Она должна была объединить ключевые ресурсы ведомства на одной платформе. Однако аудиторы установили, что данные в системе неполные и часто некорректные.
В самом Минюсте, правда, на это «Известиям» сказали, что недостатки носят единичный характер и связаны с человеческим фактором. Ведомство предпринимает меры, чтобы минимизировать недочеты.
Претензии у СП вызвала и другая разработка — информационная система «Правовая помощь». Она создавалась для обеспечения удаленного доступа граждан к бесплатной юридической поддержке. Но, как указали аудиторы, базовые требования, предусмотренные для таких платформ, не соблюдены: например, система работает без аттестата безопасности. Кроме того, она всё еще находится фактически в тестовом режиме, а правовой акт о ее запуске так и не издан.
В Минюсте, в свою очередь, уточнили, что ввод системы в промышленную эксплуатацию с получением всех необходимых документов планируют обеспечить до октября 2025 года.
По итогам проверки СП направила в адрес Минюста рекомендации по устранению недочетов. В ведомстве заявили, что все из них уже проанализировали, их устранят.
Цифровизация правовой системы в России развивается неравномерно. По словам члена Ассоциации юристов России Юлии Рамзенковой, в стране есть немало работающих проектов — от электронных судов до множества сервисов на платформе «Госуслуги». Однако отсутствие единой стратегии и слабая координация между ведомствами приводят к разрозненности усилий. Цифровые проекты часто дублируются или не доводятся до полноценного функционирования.
— Не хватает системного подхода: нужно тщательно анализировать цифровые потребности, стандартизировать подходы, обновлять инфраструктуру и обеспечивать связь между решениями, — пояснила она.
Проекты нередко ограничиваются формальным освоением бюджета, при этом внимание к конечному результату остается слабым, считает аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По его мнению, на практике это выражается в отставании технической базы, нехватке специалистов, а также отсутствии межведомственной интеграции.
Правовая система — одна из самых сложных и забюрократизированных в государстве, отметил профессор, заместитель начальника Управления цифровой трансформации РЭУ им. Г.В. Плеханова Павел Терелянский. Он считает, что основная проблема в цифровизации юстиции в том, что электронный документооборот всё равно полностью дублируется бумажным. Так что развивать онлайн-сервисы как будто нет достаточной мотивации.
Для перехода к технологиям требуется полный пересмотр функционирования судебно-правовой системы, которая выстраивалась столетиями, подчеркнул он.
Цифровизация — это не просто про удобство. Это основа доступа к правосудию и защите прав, отметил эксперт. По его словам, отставание в этой сфере подрывает доверие к системе, увеличивает издержки для граждан и бизнеса, особенно в регионах. Кроме того, это снижает конкурентоспособность российской правовой среды на международном уровне, добавила Юлия Рамзенкова.
Одним из таких примеров эксперты называют платформу «Правовая помощь».
— Платформа сейчас работает в опытном режиме, без аттестата безопасности. Это означает, что персональные данные пользователей не защищены должным образом, что недопустимо при работе с чувствительной юридической информацией, — подчеркнула Юлия Рамзенкова.
Экономист Андрей Бархота в свою очередь указал на дублирование функций. По его словам, в России уже давно работают альтернативные сервисы юридической поддержки, в том числе коммерческие платформы и очные консультационные центры. При наличии таких решений не до конца понятно, для чего людям вообще понадобилась платформа Минюста, считает он.
В самом Минюсте «Известиям» сообщили, что по итогам 2024 года с помощью системы оказано свыше 63 тыс. консультаций — на 19% больше, чем в 2023-м. При этом на конец 2024-го в России насчитывалось почти 35 млн россиян, имеющих право на получение такой помощи, отметил Павел Терелянский. По его словам, низкая степень использования системы связана в первую очередь с общим уровнем юридической неграмотности населения — именно с этим и надо работать.
Милана Гаджиева