В электронике упало напряжение. Рынок бытовой техники сбавил темпы роста

Продажи бытовой техники и электроники, начавшие восстанавливаться в этом году, в третьем квартале замедлили рост. Виной тому стали не соответствующие сезонному тренду высокие продажи в аналогичном периоде прошлого года и отложенный спрос на мобильные устройства в ожидании выхода на российский рынок iPhone 7.

Сеть "Эльдорадо" сообщила вчера о росте выручки по итогам девяти месяцев этого года на 17,4% до 91,6 млрд руб. При этом в третьем квартале продажи ритейлера увеличились лишь на 5,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до 33 млрд руб. Наиболее активно оборот "Эльдорадо" рос в первом квартале — на 28,6%, до 32,3 млрд руб. Во втором квартале продажи росли чуть медленнее — на 21%, до 26 млрд руб.

Замедление роста продаж в третьем квартале в компании объяснили высокой базой аналогичного периода прошлого года. "Третий квартал 2015 года характеризовался восстановлением рынка, плюс "Эльдорадо" за счет успешной промостратегии значительно увеличило рыночную долю по сравнению с первым полугодием 2015 года",— говорит директор по связям с общественностью ритейлера Ирина Цеплинская, не называя конкретных цифр по выручке и ее приросту в третьем квартале прошлого года. По ее словам, в первом полугодии 2015 года рынок приходил в себя после ажиотажа декабря 2014 года, потому продажи были невысокие: это дало эффект низкой базы и, соответственно, высокие показатели роста год к году для первых кварталов 2016 года.

В "Техносиле" также говорят, что в третьем квартале 2015 года был не соответствующий этому сезону рост покупательской активности, вызванный резкой девальвацией рубля в июне и августе 2015 года, что привело к высокому спросу на товары длительного пользования.

"Несмотря на замедление спроса по отношению к 2015 году, в третьем квартале 2016 года он соответствует обычной сезонности",— отмечают в пресс-службе компании.

У лидера рынка "М.Видео" рост продаж в третьем квартале тоже замедлился, но меньшими темпами, следует из отчетности ритейлера. Его выручка в июле--сентябре увеличилась на 13%, до 53,8 млрд руб. Во втором квартале ее рост составил 22% (44 млрд руб.), в первом — 16% (54,6 млрд руб.). В целом за первые девять месяцев продажи увеличились на 17%, до 152,5 млрд руб. В 2015 году ситуация была обратная и третий квартал показывал наиболее активный рост продаж — 10% против 4% во втором квартале и 0% в первом. Представитель "М.Видео" Валерия Андреева подчеркивает, что продажи бытовой электроники в России в целом имеют более скромную динамику, чем у компании. По ее оценке, рост за девять месяцев 2016 года составил примерно 9-10%.

Замедление роста продаж в третьем квартале 2016 года было характерно для всего рынка, отмечает гендиректор "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. "Например, темп увеличения продаж второго игрока DNS снизился до 8% при 11,5% в первом полугодии",— говорит он. По его данным, в третьем квартале рынок бытовой техники и электроники снизил темпы роста более чем на 6 п. п. в сравнении с рекордным вторым кварталом, когда продажи этих товаров увеличились почти на 15%. Эту тенденцию эксперт связывает не только с исчерпанием низкой базы 2015 года, но и с замедлением роста продаж мобильных устройств, которые во втором квартале увеличились на треть, благодаря выходу новых устройств Samsung. В третьем же квартале потребители отложили покупки в ожидании официальных продаж iPhone7, поясняет господин Бурмистров.

GFK в первом полугодии 2016 года фиксировал рост продаж бытовой техники в России в денежном выражении на 10,7%, до 606,7 млрд руб., во втором квартале рост составил 14,2%. В августе увеличение рынка замедлилось до 4%, но в сентябре продажи снова выросли до 11%, рассказали "Ъ" в компании. В натуральном выражении рынок снизился на 1% в августе и на столько же вырос в сентябре. Аналитики GFK считают, что в условиях волатильного спроса ритейлерам придется жить как минимум до конца года.

Анастасия Дуленкова

Тематики: Рынок ПК, Торговые сети

Ключевые слова: Техносила, магазин электроники, Эльдорадо, М.Видео