Подарки лучше баннеров. За счет чего растет Mail.Ru Group

Бизнес Mail.Ru Group отныне функционирует в новой реальности. С этого года доходы группы растут только за счет принадлежащих ей социальных сетей «ВКонтакте», «Одноклассники» и «Мой мир».

Растут только социальные сети

Только два из пяти операционных сегментов Mail.Ru Group продемонстрировали рост выручки в январе—июне, следует из опубликованной отчетности группы по МСФО за первое полугодие. Первый сегмент — социальные сети «Одноклассники» и «Мой мир», второй — социальная сеть «ВКонтакте», стопроцентным собственником которой Mail.Ru Group стала в прошлом году.

«Одноклассники» и «Мой мир», как указывает сама группа, зарабатывают на платежах пользователей за различные виртуальные подарки, комиссиях, которые сетям перечисляют разработчики приложений, и, наконец, на рекламе — и контекстной (коммерческие ссылки в результатах поиска и на профильных ресурсах), и медийной (баннеры, всплывающие окна и другие подобные форматы). «ВКонтакте», уточняет Mail.Ru Group, зарабатывает только на комиссиях разработчиков приложений и рекламе.

В первом полугодии выручка «Одноклассников» и «Моего мира» выросла на 17%, до 6,9 млрд руб., EBITDA — на 20%, до 5 млрд руб. Рентабельность двух социальных сетей по этому показателю составила почти 73%. «ВКонтакте» продемонстрировала еще больший рост выручки — сразу на 34%, до 2,7 млрд руб. А EBITDA самой популярной в стране соцсети и вовсе увеличился на 85%, почти до 1,3 млрд руб. Правда, по рентабельности бизнеса — 47% — «ВКонтакте» по-прежнему отстает от «Одноклассников» и «Моего мира». Зато ​это уже больше, чем у всех остальных операционных сегментов.

Доходы от почты, портала (прежде всего главной страницы Mail.ru) и мессенджера ICQ в первом полугодии упали на 9%, до 2 млрд руб. EBITDA этого подразделения снизился на 36%, до 670 млн руб. Рентабельность бизнеса упала до 34%. Почта, портал и ICQ монетизируются исключительно за счет рекламы, указывает Mail.Ru Group.

На 8%, до 3 млрд руб., снизились доходы группы от поиска, электронной коммерции и других сервисов. EBITDA подразделения упал на 34%, до 789 млн руб., рентабельность этого подразделения не превышает теперь 29%. В этом сегменте помимо рекламы выручка формируется из поступлений, собственных доходов от электронной торговли и, к примеру, отчислений, которые сервис HeadHunter.ru получает от работодателей за размещение вакансий.

Наконец, есть еще сегмент онлайн-игр. Его доходы, напоминает Mail.Ru Group, состоят из внутриигровых платежей геймеров, а также лицензионных отчислений, которые перечисляют зарубежные издатели игр. Выручка этого подразделения уменьшилась на 3%, до 4,2 млрд руб., EBITDA — на 15%, до 1,4 млрд руб. Рентабельность снизилась до 33%. Группа объясняет падение выручки в этом сегменте низкими сборами от новых игр и высокой базой прошлого года.

С ситуацией, когда доходы растут только у социальных сетей, Mail.Ru Group сталкивается впервые. Например, по итогам всего 2014 года отрицательную динамику по выручке продемонстрировал только сегмент поиска, электронной коммерции и других сервисов. За весь прошлый год доход снизился менее чем на 1%, до 4,6 млрд руб. Сама группа ранее указывала, что наибольшие проблемы с монетизацией испытывает сервис HeadHunter.ru, который группа безуспешно пыталась продать.

Пользователи приносят больше, чем реклама

О доминирующей роли социальных сетей свидетельствуют и данные по типам доходов. Наибольший вклад в выручку по итогам первого полугодия обеспечили именно пользовательские платежи (те самые виртуальные подарки в «Одноклассниках» и «Моем мире»). Такая выручка за первые шесть месяцев выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 11%, до 6,366 млрд руб. Рекламные доходы оказались чуть меньше — 6,363 млрд руб. Прирост составил 9%. До сих пор именно реклама обеспечивала большую часть всей выручки.

В пресс-службе Mail.Ru Group рост доходов исключительно за счет социальных сетей объясняют двумя причинами. Во-первых, негативное влияние на конъюнктуру рынка в первом полугодии оказала общая экономическая и геополитическая ситуация. Во-вторых, констатируют в Mail.Ru Group, «сегодня очевиден тренд роста мобильной аудитории и замедление роста десктопной» (стационарных компьютеров и ноутбуков). В результате аудитория социальных сетей предпочитает пользоваться мобильными версиями сайтов и приложений, что, в свою очередь, сказывается и на росте мобильной рекламы и пользовательских платежей именно в сегменте социальных сетей.

Тем не менее Mail.Ru Group, как уверяют в ее пресс-службе, не намерена отказываться от развития собственного поиска, электронной коммерции и ICQ.

Сергей Соболев

Тематики: Маркетинг, Финансы, Web

Ключевые слова: Mail.ru, социальные сети