Рынок фиксированной связи Петербурга: итоги 2014 года

Портал spbIT.ru представляет итоги деятельности компаний на рынке фиксированной связи Петербурга в 2014 году. В целом, фиксированная связь уступает место более удобным и быстрым технологиям (сотовая связь, ШПД), но благодаря консервативности абонентов и некоторым подвижкам со стороны операторов делает это медленно.

Согласно оценкам компании iKS-Consulting, объем рынка фиксированной телефонной связи Санкт-Петербурга по итогам 2014 года составит на 4,6% меньше показателей 2013 года. Снижение выручки связано с уменьшением количества абонентов, перетекающих на альтернативные услуги голосовой связи – сотовую связь, IP-телефонию, активно пользующих независимые приложения для общения, подобные Skype и Viber. Уменьшение выручки также связано с выбором пользователями более выгодных тарифов внутри одного оператора – переход с безлимитного на комбинированный и повременный способ оплаты за услуги связи. Наибольшее сокращение доходов наблюдается во внутризоновой (-16,3 %) и дальней (-14 %) связи. Рынок местной телефонной связи уменьшился на 2,3%.

Лидером рынка традиционной телефонии Санкт-Петербурга является компания «Ростелеком».  Среди игроков, занимающих более 5 % рынка, также стоит отметить компанию «МегаФон» (к которому в свое время присоединилсиь лидеры местного фиксированного рынка в корпоративном сегменте «ПетерСтар» и «Метроком»).

Структура рынка фиксированной телефонии Санкт-Петербурга по игрокам в 2014 году не поражает разнообразием (источник: iKS-Consulting)

Структура рынка фиксированной телефонии Санкт-Петербурга по игрокам в 2014 году
не поражает разнообразием (источник: iKS-Consulting)


Аналитик iKS-Consulting Елена Фролова уточнила: «Меняется структура рынка по сегментам – доля доходов от предоставления услуг фиксированной телефонии в сегменте В2С в 2014 году уменьшится на 1,5 % по сравнению с 2013 годом и составит 54,6 %. Это связано с большим сокращением выручки в данном сегменте от услуг местной и дальней связи, по сравнению с сегментом В2В, пользователи которого больше привержены традиционной телефонии, которая не только обеспечивает надежность соединения, но является имиджевой составляющей для большинства компаний.

Доходы операторов связи от традиционных голосовых услуг в корпоративном сегменте, впрочем, также продолжают снижаться во всех сегментах: местной, внутризоновой и МГ/МН связи. Однако продолжает быть актуальной такая услуга, как цифровая телефонная связь или IP-телефония.

Объем рынка корпоративной связи в Петербурге (млрд рублей) по оценке J’son & Partners Consulting. Голосовая фиксированная связь (нижний сегмент) постепенно замещается сотовой связью

Объем рынка корпоративной связи в Петербурге (млрд рублей) по оценке J’son & Partners Consulting.
Голосовая фиксированная связь (нижний сегмент) постепенно замещается сотовой связью


Стремясь сохранить абонентскую базу традиционной телефонии для частных лиц, операторы включают эту услугу в пакетные предложения, а «Ростелеком» с мая 2014 года уменьшил размер абонентской платы за домашний телефон. «Несмотря на бурное развитие новых услуг, значимую часть доходов «Ростелекома» обеспечивает традиционный «голосовой» бизнес... Мы понимаем ту степень ответственности, которая на нас лежит: зачастую услугой телефонной связи пользуются люди пожилые, пенсионеры. Можно сказать, что это социально значимая услуга», - пояснил коммерческий директор макрорегионального филиала «Северо-Запад» ОАО «Ростелеком» Андрей Карпов.

Подобно традиционной телефонии, устаревает и традиционная технология телевидения — аналоговая. Аналитик iKS-Consulting Екатерина Макаревич подтверждает: «Санкт-Петербург повторяет общие тенденции в развитии рынка платного ТВ, в городе активно растет проникновение цифрового ТВ при снижении аналоговой альтернативы».

Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, к 2018 году аналоговое ТВ потеряет половину своей абонентской базы по отношению к 2014 году

Согласно прогнозу J’son & Partners Consulting, к 2018 году аналоговое ТВ
потеряет половину своей абонентской базы по отношению к 2014 году


Услуги для корпоративных клиентов от петербургских операторов

Сегмент B2B — не менее важная статья доходов оператора фиксированной связи, чем частные клиенты, но намного более закрытая от внимания общественности. Поскольку корпоративные клиенты отличаются разнообразием, (во величине — от небольших до корпораций, по типу — организации, бизнес-центры, гостиницы, операторы связи и так далее), невозможно предлагать всем одинаковые тарифы и сервисы. Представители операторов так прокомментировали свои взаимоотношения с бизнесом в 2014 году:

Директор петербургского филиала оператора «ВестКолл» Виктория Тихонова отмечает: «В третьем квартале 2014 года наша компания запустила новую программу «Мобильный офис» в бизнес-центрах и на бизнес-территориях. Концепция программы предусматривает организацию выездных офисов «ВестКолл» в БЦ города. В таких офисах работают сотрудники отдела продаж, отдела обслуживания и технической поддержки. Специалисты проводят консультации по коммерческим и техническим вопросам, касающимся предоставления услуг связи. Первый мобильный офис расположился на территории Выборгского делового квартала, в холле БЦ «Красная Заря» (подробнее об этом — см. новость раздела «ВестКолл СПб» от 8 октября 2014 г.)

«В этом году ОБИТ осуществил ряд интересных проектов: модернизировал сеть АЗС Фаэтон и «Aero», телефонизировал крупнейший торговый комплекс Калининского и Выборгского районов «Европолис». Начали работать такие бизнес-центры, где ОБИТ предоставляет услуги связи, как «Невская Ратуша» и «Лидер Тауэр», - сообщили в пресс-службе этого оператора. ОБИТ также принимал участие в подключении услуг связи большому количеству структур «Газпрома», которые в этом году переехали в Петербург».

В 2014 году запущена уже третья очередь дата-центра «ВестКолл»

В 2014 году запущена уже третья очередь дата-центра «ВестКолл»

Одной из самых популярных услуг операторов в B2B-сегменте стали услуги собственного ЦОДа (дата-центра), которые предоставляют как ОБИТ и «ВестКолл», так и некоторые другие игроки. При этом услуги дата-центров (аренда стоек, к примеру) — одни из немногих, на которые в Петербурге долгое время существовал дефицит. Поэтому операторам выгодно строить новые ЦОДы и модернизировать уже существующие: так, в 2014 году в очередной раз значительно расширились площади и мощности существующего дата-центра «ВестКолл»: теперь общая площадь всех залов составляет 450 кв.м. Общая пропускная способность каналов связи в ЦОД достигает 40 Гбит/с.

Отметим, что и ОБИТ увеличил мощность своего дата-центра, но произошло это еще в конце прошлого года. А директор по маркетингу оператора «ЭТ Хоум» Ксения Караджа уточнила: «Мы немного пересмотрели стратегию продвижения нашего ЦОДа, предоставив доступ к его мощностям для других операторов связи».

Социальные проекты и активности петербургских операторов
 
Петербургские телеком-компании отметились в 2014 году в ряде ярких городских социальных проектах, среди которых значительное место занимает организация бесплатных точек доступа Wi-Fi.

«В начале года завершился крупномасштабный проект по организации Free Wi-Fi Zone в Московском и Приморском парках Победы, а также в Таврическом саду Санкт-Петербурга. Контролирующим органом по оснащению общественных зон города Wi-Fi доступом выступил, как и ранее в подобных проектах, Комитет по информатизации и связи и СПб ГУП «АТС Смольного». С их стороны была оказана необходимая организационно-методическая поддержка. Срок реализации проекта составил менее полугода. На сегодняшний день все установленные ранее хот-споты продолжают работать в парках и в местах общего пользования», - рассказали в компании «ВестКолл Спб».

Из наиболее запоминающихся проектов этой серии отметим также яркие красные трамваи с надписью «Трамвай, полный Wi-Fi», курсирующие по трем маршрутам в Санкт-Петербурге. К сожалению, по последним данным, эта инициатива в силу ряда причин не получила развития.

«На протяжении года мы успешно продолжали участие в проекте Электронный детский сад, информатизируя дошкольные детские учреждения г. Колпино. Также на протяжении всего года мы были главным телекоммуникационным и информационным спонсором молодежных фестивалей и праздников, организованных Комитетом по молодежной политике при поддержке Фонда Университеты Петербурга. Все наши действия были направлены на создание и укрепление положительного имиджа компании не только как провайдера телекоммуникационных услуг, но и как интернет – друга, участвующего в жизни родного города и разделяющего будни и праздники его жителей и гостей», -  сообщили в «ЭТ Хоум».

Коммерческий директор Петербургского филиала ОАО «Ростелеком» Юрий Островский открывает Wi-Fi-зону в Выборге

Коммерческий директор Петербургского филиала ОАО «Ростелеком»
Юрий Островский открывает Wi-Fi-зону в Выборге


Внес свою лепту и в организацию бесплатных точек доступа Wi-Fi и«Ростелеком», приурочив открытие одной из них к празднованию по случаю организации сети PON в Выборге (см. новость раздела «Ростелеком Выборг» от 17 октября 2014 г .).

Рубрики: Фиксированная связь

Ключевые слова: фиксированная связь, WiFi, цифровое телевидение, Ростелеком Северо-Запад