«Билайн» поговорил о ФАС. И новых инициативах

В преддверии заседания комиссии ФАС по взаимодействию «большой тройки» и региональных операторов связи, назначенного на сегодня, 19 октября этого года, компания «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») провела в Петербурге встречу, на которой прояснила свою точку зрения по поводу сложившейся ситуации. Кроме того, руководство компании осветило некоторые подробности продвижения новых тарифов и своей маркетинговой политики.

Сотовый оператор «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») официально зарегистрирован осенью 1992 года в Москве, в Петербурге же появился последним из игроков «большой тройки» (в апреле 2003 года). Сейчас его доля на местном рынке, по данным аналитических агентств, составляет около 23 %. Изначально оператор фокусировался на работе только с массовым сегментом, но через полтора года после начала работы были сделаны и предложения для корпоративных клиентов.

Напомним, что 19 октября должно состояться заседание комиссии ФАС по делу операторов «большой тройки». История этого дела начинается в июле 2006 года, когда вступил в силу закон, отменяющий плату за входящие вызовы. С 1 июля начал действовать принцип СPP (Calling Party Pays) – «платит звонящий», согласно которому все местные входящие вызовы стали бесплатными, а операторы связи вынуждены были покупать друг у друга трафик. Через несколько дней стало известно, что операторы «Билайн», МТС и «МегаФон» установили единую стоимость интерконнекта друг для друга: она составила 0,95 рубля, в то время как остальные операторы должны были платить принимающей стороне за приземление 1,1 рубля. Напомним, что ранее операторы платили другим компаниям $0,01 за минуту при исходящих из их сетей звонках. Сложившаяся ситуация вынудила большинство операторов пересмотреть тарифы для своих абонентов в сторону повышения, а многих и отказаться от недорогих безлимитных тарифов. Последние усмотрели в действиях «большой тройки» нарушение закона «О защите конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», выразившееся в согласованных действиях, дискриминирующих конкурентов. Так, в середине июля подобное заявление поступило от «Ассоциации-800». Вскоре после этого ФАС направила ведущим операторам запрос по этому вопросу.

Следующей точкой в этой истории стало введение с августа платы за соединение, о которой операторы «большой тройки» стали оповещать своих абонентов. В конце июля Мининформсвязи заявило, что считает такие действия необоснованными с точки зрения законодательства (соединение не может считаться услугой, а потому плата за него взиматься не должна, тарифицироваться может только продолжительность соединения), и направило в Россвязьнадзор запрос для рассмотрения правомерности такого шага. В тот же день ФАС России направила операторам сотовой связи запрос о причинах и правовых основаниях введения платы за соединение, ответы на который должны были быть предоставлены до 10 августа 2006 года. «ВымпелКом» был первым, изменившим формулировку повышения стоимости: 31 июля плата за соединение была упразднена, зато увеличилась стоимость первой минуты вызова. Вторым были МТС (7 августа), а затем (10 августа) так же поступил «МегаФон».

Ответы, направленные в ФАС обвиняемыми, содержали заявления об отсутствии сговора, а так же о том, что изменения в тарифной политике были вызваны изменением законодательства и являются реакцией на отмену платы на входящие звонки. В том числе было разъяснено, что разница в тарифах была вызвана оптовыми скидками.

ФАС не удовлетворилось полученными ответами, и было возбуждено дело по признакам нарушения статьи 6 Закона «О конкуренции». Слушание было назначено на 28 сентября 2006 года.

В начале сентября «ВымпелКом» решил пойти на уступки: всем операторам на период с 1 июля по 31 декабря 2006 года была предоставлена временная скидка от основного тарифа (1,1 рубля) за завершение вызова. Таким образом, стоимость была унифицирована и составила 0,95 рубля для всех. Хотя в компании старались не связывать эти действия с грядущим заседанием ФАС, главным недовольным – «Ассоциации-800» – были отправлены новые предложения по взаимным расчетам. При этом после Нового года планируется ввести гибкую систему скидок, при предоставлении которых вместо общего подхода будет учитываться региональная доля объема трафика конкретного оператора. Другие два оператора не поддержали начинание «ВымпелКома». ФАС одобрило действия компании, но из списка обвиняемых не вычеркнула.

Состоявшееся 28 сентября заседание принесло только дополнительные претензии в адрес «большой тройки». Если раньше они обвинялись только по пункту 2 статьи 6 Закона «О конкуренции» (этот пункт запрещает и признает недействительными соглашения неконкурирующих хозяйствующих субъектов, один из которых занимает доминирующее положение, а другой является его поставщиком или покупателем, если результатом этих соглашений является ограничение конкуренции), то теперь добавился пункт 1-й той же статьи: обвинения в том, что из-за их действий региональные операторы вынуждены были повысить расценки на собственные услуги, а также в рассылке писем с угрозами в адрес малых операторов. Следующее заседание назначено на сегодня, 19 октября 2006 года.

В случае неблагоприятного решения операторы «большой тройки» будут вынуждены изменить тарифы, заплатить штраф и выплатить государству прибыль, полученную в результате неправомерных действий.

Сложившаяся ситуация стала первой темой, обсуждавшейся в рамках встречи, организованной вчера, 18 октября, компанией «Билайн». Исполнительный вице-президент, генеральный директор компании в регионах Николай Прянишников рассказал о трактовке компанией происходящего. Во-первых, по мнению руководства «ВымпелКома», все претензии уже удовлетворены, уступки сделаны (так что вопросов больше возникнуть не должно), а проблемы решились без участия регулятора. Поэтому на данный момент снятие всех обвинений – единственно приемлемый исход для компании. Во-вторых, несмотря на уже сделанные значительные уступки, позиция осталась той же: несправедливо, что многие региональные операторы, имеющие безлимитные тарифы, ничего не платили и повышали свои доходы за счет больших игроков, а теперь они вынуждены будут платить, причем, даже плата 1,1 рубля за интерконнект – не достаточная.

По поводу тарифов на приземление, которые будут действовать после Нового года, ничего конкретного сказано не было, известно только, что отправной точкой станет все та же цифра (1,1 рубля), именно от нее будет предоставляться скидка оператору, а ее размер будет определяться исключительно занимаемой долей регионального рынка, но точные цифры еще не определены. Николай Прянишников отметил, что весьма вероятно, что после введения новой тарификации все равно останутся недовольные, которые будут считать, что им не предоставили должной скидки. «Застраховаться от таких случаев невозможно» - отметил г-н Прянишников.

Были также подведены первые итоги введения CPP. Так, представители компании отметили, что, по данным компании, затраты среднестатистического абонента на связь не только не повысились, а даже наоборот – уменьшились на несколько процентов. Причем, даже заметна тенденция увеличения исходящего трафика по сравнению с входящим. А в некоторых регионах отмечено увеличение входящего трафика с фиксированных номеров. Присутствующий на пресс-ланче вице-президент по маркетингу и продажам ОАО «ВымпелКом» Кент Мак Нили озвучил еще один факт: после введения принципа «платит входящий» около 50 % от общего числа абонентов, подключившихся к новым рублевым тарифам, перешли со старых тарифных планов. А самым популярным за это время стал тариф «Проще говоря», запущенный 21 апреля 2006 года (см. выпуск новостей от 21 апреля 2006 г. ).

Кент Мак Нили также прояснил отношение руководства компании к наблюдаемой последнее время тенденции унифицирования тарифов с одновременным расширением линейки модификаторов (так называемые «мобильные конструкторы»). По его мнению, это неплохая идея, однако на пути ее реализации есть много проблем: очень сложно донести до каждого клиента, в чем суть того или иного модификатора, кроме того, это затратно по времени. Поэтому «ВымпелКом» будет придерживаться традиционного для себя пути – разработки тарифов с одним ключевым аспектом, т.к. это более понятно и проще продвигать. Единственная область, где введение тарифных модификаторов кажется компании возможным – корпоративные предложения, так как здесь проще найти контакт с клиентом и, соответственно, определить, что же конкретно ему необходимо. Представители других операторов выражают иное мнение. В частности, как отметила заместитель директора, коммерческий директор «МегаФона Северо-Запад» Елена Налобина, компания в начале этого года полностью пересмотрела свою тарифную политику, введя простые тарифы и линейку модификаторов. «Мы продвигаем этот подход под слоганом «Построй свое общение». Он впервые был апробирован на Северо-Западе, а сейчас используется на территории всей России», - отметила она. Напомним, что здесь речь идет о том, что оператор на всей территории действия свое сети запустил недавно унифицированные модификаторы «Своя сеть», «Соседи» и «Счастливые часы» (см., например, выпуск новостей от 5 октября 2006 г.).

Маркетинговую политику «ВымпелКом» в ближайшее время менять не намерен. В частности, этим объясняется и неучастие компании в различных отраслевых выставках. По мнению руководства, это неэффективное вложение средств: затраты большие, а отдачи практически никакой. Поэтому основное внимание уделяется созданию ТВ-роликов, охват аудитории которыми на несколько порядков больше, чем у любой выставки. При этом адресаты выставочных экспозиций – только специалисты отрасли.

В рамках пресс-брифинга было анонсировано введение до конца года системы преференций для абонентов «Билайн» Hi-Light Club. Эта опция уже опробована в Москве и Московской области, а в ближайшее время станет доступна и абонентам Северо-Западного региона. В Москве, чтобы стать членом Hi-Light Club, нужно иметь зарегистрированный на частное лицо номер, а расходы на сотовую связь в течение последних 3-х месяцев должны быть не ниже $45 за каждый месяц. Владельцам такой карты доступны следующие услуги: VIP-обслуживание (без очереди специальными консультантами), доверительный платеж (возможность получить $5 или 150 рублей (для рублевых тарифов) на свой счет в любом месте и в любое время), бесплатная доставка SIM-карты по всему миру, «запасной» телефон на время ремонта и т.д.

Представители компании не обошли вниманием и тему введения 3G-стандарта. Напомним, что глава Мининформсвязи Леонид Рейман на прошлой неделе объявил, что лицензии на 3G сотовую связь операторы могут получить до конца этого года. А на проходящей сейчас в Петербурге выставке «Инфоком» компания «МегаФон» представила тестовую зону HSDPA, которая позволяет достигать скоростей 3,6 Мбит/с (см. выпуск новостей сегодня). По мнению Николая Прянишникова, процесс запуска 3G – необратим, но в настоящий момент компания считает такие действия преждевременными, потому что сеть строилась под стандарт второго поколения, переоборудовать ее очень дорого, а возможные прибыли еще не все получены.

Отметим, что пресс-брифинг проходил в один день с открытием выставки «ИнфоКом-2006» (см. выпуск новостей сегодня). Однако представители «ВымпелКома» отвергли предположения о перетягивании «информационного одеяла» на себя с помощью этой акции. По их словам, подобные мероприятия традиционны и никак не связаны с другими событиями. То же самое относится и к введенной в Петербурге и ЛО буквально на днях услуги «Каждая вторая минута - бесплатно», действующей на тарифном плане «Проще говоря», которую местные наблюдатели посчитали ответом на недавнее предложение от «МегаФона» «Драйв» (см. выпуск новостей от 27 сентября 2006 г.). Как прокомментировали директор петербургского филиала ОАО «ВымпелКом» Андрей Анисимов и региональный директор Северо-Западного региона ОАО «ВымпелКом» Андрей Елисеев, октябрь – традиционное время спада потребительской и, соответственно, маркетинговой активности, поэтому и было решено представить клиентам опцию именно в этом месяце, чтобы дополнительно стимулировать рынок.

Автор: Алена Журавлева.

Тематики: Мобильная связь, Маркетинг, Регулирование

Ключевые слова: